Слайд 1Психологические основы воспитания одаренных детей
Докладчик:
Педагог-психолог
МБОУ СОШ №8
Гордиенко Наталья Валентиновна
Слайд 2Определение одаренности
значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в
умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Слайд 3Одаренные дети
отличаются более высоким в сравнении со сверстниками уровнем общего
умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению.
Слайд 4Одаренные дети в силу своих особенностей развития часто испытывают сложности социализации,
отличаются повышенной чувствительностью, тревожностью, эмоциональной лабильностью и другими особенностями, которые относят их в зону риска по различным критериям, в том числе состояние психического здоровья и требует дополнительного внимания и организации психологического сопровождения.
Слайд 5Категория одаренных
По данным социологических исследований кол-во одаренных - от 2,5 до
15% населения. По тестам на выявление общей одаренности или креативности талантливая часть населения составляет около 22%.
Среди детей одаренные - 1-2% «вундеркиндов» и до 10-30% детей, обладающих высокой познавательной активностью, оригинальностью мышления, незаурядными умственными резервами, раскрытие возможностей которых требует особых условий обучения.
Слайд 6Психологические особенности одаренных детей
Для познавательной сферы характерно:
1. Оригинальность мышления, повышенные
творческие возможности
2. Гибкость мышления, изобретательность
3. Продуктивность, или беглость, мышления
4. Выраженная способность к анализу и синтезу информации
5.Высокий уровень обобщения и абстрактно-логического мышления
6.Стремление к классификации и категоризация информации,
Слайд 7Характеристики познавательной сферы одаренных детей
6. Высокая концентрация внимания
7. Хорошо развитая память.
8. Любознательность( познавательная потребность), исследовательская активность.
9. Потребность в умственной нагрузке
10. Способность к прогнозированию
11. Большой словарный запас
12. Способность рассуждать и мыслить логически
Слайд 8Сфера личностного развития
1. Увлеченность содержанием задачи.
2. Требовательность к результатам
собственной деятельности (перфекционизм)
3. Стремление к самостоятельности мышления, способов деятельности
4. Социальная автономность
5. Лидерство
6. Соревновательность
7. Широта интересов
Слайд 9Сфера личностного развития
8. Избирательность
9. Юмор
10. Сверхчувствительность к проблемам (проблемность)
11.
Настойчивость в достижении цели (целеустремленность).
12. Характерно обострённое чувство справедливости
13. Богатая фантазия, живое воображение
Слайд 10Психофизиологические характеристики.
1. Высокая биохимическая и электрическая активность мозга.
2.Моторная координация и владение
руками часто отстают от познавательных способностей.
Слайд 11Некоторые особенности поведения
1 Активны и всегда чем-либо заняты;
2. Занимают себя
делами, которые иногда не относятся к уроку;
3. Благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью
Слайд 12Рекомендации по организации воспитательного процесса
Организация воспитательного процесса с учетом личностных особенностей,
потребностей ребенка
Уважения личности ребенка, организации взаимодействия в форме сотрудничества, выбор в пользу демократического стиля взаимодействия
3. Дать возможность ребенку пережить чувство успеха в значимой для них деятельности. Однако нельзя оказывать на них давление и требовать от них немедленных успехов, пока они сами не почувствуют его достижимость.
Формирование благоприятного психологического климата в классе
Слайд 13Эмоциональная поддержка ребенка
.
Основными показателями технологий поддержки выступают: внимательное, приветливое отношение к
ребенку, доверие к ним, взаимопонимание и сотрудничество, использование деятельностного содержания, позитивная оценка достижений и др.
Слайд 145.Предъявление разнообразных форм организации учебных занятий, внеклассных мероприятий с предоставлением возможности
выбора для этих детей
6.Не использовать принуждение в рамках проведения внеклассных мероприятий
7.Уважение к личности ребенка
8.Формирование ситуации успеха для детей, создание поддерживающей обстановки в классе, работа по формированию положительной самооценки ребенка.
Слайд 159.Создание «обогащенной» среды для развития личности ребенка, в том числе для
развития духовно-нравственных основ личности
10.Обращать особое внимание на развитие межличностных отношений ребенка в классе путем вовлечения в различные формы взаимодействия с другими детьми. Формировать чувство дружбы, товарищества, взаимовыручки и взаимоподдержки, взаимоуважения и взаимопонимания.
11. Не сравнивать одаренного ребенка с другими, хвалить каждого за его собственные достижения
Слайд 16Рекомендации по воспитанию одаренного ребенка в семье
Качественное общение с ребенком
Эмоциональное принятие, в основе воспитания – принцип «безуслоной» любви
Создание благоприятного психоэмоционального климата в семье
Организация совместных форм взаимодействия с ребенком, в основе которых лежит организация полезной деятельности ребенка со взрослыми.
Слайд 17Не использовать учебный процесс в качестве наказания.
Адекватные требования к исполнительности ребенка
Демократический,
гармоничный стиль воспитания
Создание обогащенной среды для реализации познавательной потребности ребенка
Слайд 18Включение родителей ребенка в процесс образовательной, учебной, воспитательной деятельности на всех
ступенях обучения. Родители должны помочь ребенку найти не только студию, кружок, секцию, где будут развиваться его таланты, но и соучаствовать в этом процессе: приходить на выставки, соревнования, концерты, праздники, вместе с ребенком готовить костюмы, декорации, выставки, участвовать в совместных творческих проектах, посещать родительские собрания. То есть, если родители хотят развить таланты ребенка, они должны вместе с ребенком пройти этот путь.
10. Проявление креативности, любознательности самих родителей в качестве примера для детей.
Слайд 1911.Необходимо обратить внимание на формирование коммуникативных компетенций ребенка.)
12. Поддерживать ребенка, сохранять
его индивидуальность
13. Не ускорять искусственное развитие ребенка, не предъявлять требования не соответствующие его возможностям
14. Не игнорировать проявление одаренности ребенком
Слайд 20Формировать самостоятельность, самодисциплину, самоуправления ответственность ребенка
16. Отвечать на вопросы ребенка
17. Ориентировать
ребенка на процесс получения знаний, учить переживать неудачи
18. Искренне гордиться своим ребенком
Слайд 2119. Дать возможность ребенку опереться на собственные силы, позволять самому искать
выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами могут лучше и быстрее;
20.Не оказывать давления на ребенка в его школьных делах, но всегда быть готовым прийти на помощь в случае необходимости;
Слайд 22Всесторонняя разработка проблемы личностного развития одаренных школьников актуализирует вопросы совершенствования учебно-воспитательной
деятельности общеобразовательных школ, преодоления имеющей место преимущественной ориентации на "среднего ученика", что связано с утверждением в педагогической теории и практике гуманистического положения о том, что "каждый ребенок по-своему талантлив".