Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ
НА ТЕМУ:
Особенности адаптационного периода пятиклассников
Слайд 2
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Потребность в достойном положении в коллективе сверстников,
в семье
Повышенная утомляемость
Стремление обзавестись верным другом
Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе
Отсутствие адаптации к неудачам
Ярко выраженная эмоциональность
Повышенный интерес к спорту
Увлечение музыкой, танцами, различной кружковой деятельностью
Слайд 3Основные трудности в период адаптации
Трудности включения в работу
Неорганизованность
Неумение осуществлять самоконтроль
Темповые
характеристики учащихся неодинаковы
Низкая способность концентрировать внимание
Повышенный уровень тревожности
Слайд 4 ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
Много разных учителей;
Непривычное расписание
Много новых
кабинетов
Новые дети в классе
Новый классный руководитель
Проблемы со старшеклассниками
Возросший темп работы
Возросший объём работы в классе и домашних заданиях
Ослабление или отсутствие контроля
Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителя
Слайд 5 ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
Удовлетворённость ребёнка процессом обучения
Учащийся
легко справляется с программой
Самостоятелен при выполнении учебных заданий
Удовлетворённость отношениями с учителем, одноклассниками
Слайд 6 ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Усталый, утомлённый вид
ребёнка
Нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы
Нежелание выполнять домашние задания
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников
Беспокойный сон
Трудности утреннего пробуждения, вялость
Постоянные жалобы на плохое самочувствие
Слайд 7 ВОЗМОЖНЫЕ РЕАКЦИИ
Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от
сверстников
Поведенческая – отклоняющееся поведение, агрессивность
Коммуникативная – затруднение в общении со сверстниками и взрослыми
Соматическая – отклонения в здоровье учащегося
Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе
Слайд 8 ПЯТИКЛАССНИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ :
Общаться с одноклассниками, иметь
своё мнение
Правильно распределять и планировать своё время , проявлять самостояельность в своих делах
Стараться учиться, стремиться овладевать знаниями
Уметь дружить, иметь постоянного друга, самостоятельно разрешать возникающие конфликты
Учиться контролировать процесс учёбы
Слайд 9 СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Не сравнивайте учащихся друг
с другом
Доверяйте
Чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что
Не предъявляйте завышенных требований
Не унижайте
Слайд 10 Как можно помочь ?
Безусловное принятие ребёнка, несмотря
на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнётся
Проявляйте интерес к увлечениям детей, отношений со сверстниками, в семье
Вместе ищите выход из конфликтов . По необходимости, подключайте родителей, психолога
Проявляйте терпение, внимание и понимание
Постарайтесь создать благоприятный психологический климат в классе
Приучайте к общественным делам, пусть каждый будет ответственен в классе за что-либо
Слайд 11
Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5 кл. должен быть с
частой сменой видов деятельности, включить физминутку
Домашнее задание не оставлять на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению
( дом.работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех)
Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
Оказывайте педагогическую поддержку детям с целью укрепления положительной мотивации