Презентация, доклад по психологии на тему Исследование личности в отечественной психологии

Первым, кто открыто поставил вопрос о структуре личности, был В. Н. Мясищев, построивший свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие «отношение» как интегральная связь личности с различными сторонами действительности. При этом он опирался на идеи

Слайд 1Исследование личности в отечественной психологии
Подготовила студентка
Группы ЗПиП(с)-202
Берг Светлана

Исследование личности в отечественной психологииПодготовила студентка Группы ЗПиП(с)-202Берг Светлана

Слайд 2Первым, кто открыто поставил вопрос о структуре личности, был В. Н.

Мясищев, построивший свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие «отношение» как интегральная связь личности с различными сторонами действительности. При этом он опирался на идеи А. Ф. Лазурского, который считал отношения ядром личности.
Первым, кто открыто поставил вопрос о структуре личности, был В. Н. Мясищев, построивший свою концепцию личности, центральным

Слайд 3Концепция личности А.Ф. Лазурского
Личность представляет собой единство двух механизмов
Внутренний механизм человеческой

психики -
Эндопсихика

Внешний, отражающий условия жизнедеятельности человека - Экзопсихика

Цель личности заключается в адаптации к окружающей среде (в широком смысле)

Эндопсихика проявляется в эмоционально-волевых и когнитивных функциях и составляет ядро личности. Эндочерты, в основном, являются врожденными. Содержание экзопсихики определяется отношением личности к внешнему миру. Эндо- и экзопсихика связаны между собой и влияют друг на друга. Чем выше их координация, тем выше уровень психического развития человека.

Концепция личности А.Ф. ЛазурскогоЛичность представляет собой единство двух механизмовВнутренний механизм человеческой психики - Эндопсихика Внешний, отражающий условия

Слайд 4Уровни адаптации личности
Высший уровень
Средний уровень
Низший уровень
Концепция личности А.Ф. Лазурского
Основная задача личности,

по А. Ф. Лазурскому, – это приспособление к окружающей среде, под которой он понимает природу, людей, их взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные, а также материальные ценности.

Психического развития связан с преобладанием экзочерт, поэтому среда как бы подчиняет себе человека; он несамостоятелен, зависим.

Предполагает большую возможность адаптации, чем низший уровень.
Люди этого уровня работоспособны, инициативны.

На этом уровне психического развития интенсивность душевной жизни порождает желание видоизменить внешнюю среду сообразно своим потребностям.

Уровни адаптации личностиВысший уровеньСредний уровеньНизший уровеньКонцепция личности А.Ф. ЛазурскогоОсновная задача личности, по А. Ф. Лазурскому, – это

Слайд 5Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте

связь личности с различными сторонами действительности

Эмоциональный компонент

Когнитивный компонент

Конативный компонент

Структура личности по В. Н. Мясищеву

В.Н. Мясищев, развивая идею А.Ф. Лазурского, представляет личность как систему отношений человека и окружающей среды, структурированную по степени обобщенности – от связей индивида с отдельными ее сторонами до связей со всей действительностью в целом.

Понятие «отношение» возникает там, отмечает В. Н. Мясищев, где есть субъект и объект. Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающим миром.

способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе

(оценочный) способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя

способствует осуществлению выбора стратегии и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектам среды, людям и самому себе

Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительностиЭмоциональный

Слайд 6Концепция личности В.С. Мерлина
Личность – система взаимных связей и организации различных

свойств.

Центральным явлением личности выступает симптомокомплекс – вероятные связи между свойствами личности.

Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности.
Свойства симптомокомплекса:
- объем и широта – количество входящих в него отдельных свойств, по числу которых можно судить о степени обобщенности симптомокомплекса;
- сила и активность отношений личности, лежащих в основе симптомокомплекса;
- устойчивость – пластичность отношений личности.

Концепция личности В.С. МерлинаЛичность – система взаимных связей и организации различных свойств.Центральным явлением личности выступает симптомокомплекс –

Слайд 7Структура личности
1. Система индивидуальных свойств организма, включающая подсистемы: биохимические, общесоматические, свойства

НС (нейродинамические)

2. Система индивидуальных психических свойств, которая включает как подсистемы психодинамические свойства личности.

3. Система социально-психологических индивидуальных свойств, включающая подсистему социальных ролей, исполняемые в группе и коллективе, и подсистему социальных ролей, исполняемых в социально исторических общностях.

Концепция личности В.С. Мерлина
Заслуга его и в том, что он выделил сложные иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального. Все это позволило Мерлину построить динамическую структуру личности, исходя из многозначных связей.

Процесс развития личности – это увеличение связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности, увеличение многозадачности этих связей.

Структура личности1. Система индивидуальных свойств организма, включающая подсистемы: биохимические, общесоматические, свойства НС (нейродинамические)2. Система индивидуальных психических свойств,

Слайд 8Теория личности К. К. Платонова
Личность – динамическая система, развивающаяся во времени,

изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними при сохранении функций.

Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания, Поэтому эта подструктура может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение.

Подструктура опыта, которая объединяет знания, умения, навыки и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности.

Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, осуществляется путем тренировки. Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного уровня.

Свойства личности

Теория личности К. К. ПлатоноваЛичность – динамическая система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов

Слайд 9Структура личности по С. Л. Рубинштейну
Итак, для понимания психологии личности,

с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

1. Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются.

2. Психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности.

3. Процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

• чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится?

• что может личность?

• что личность есть?

Для психологической концепции личности С.Л. Рубинштейна важно его положение, что любое внешний стимул действует на человека через внутренние условия, которые у него сформировались ранее. Чем выше мы поднимаемся от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, тем более сложной становится внутренняя природа явлений, тем больше становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним.

Структура личности по С. Л. Рубинштейну Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна

Слайд 10Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 11Список рекомендуемой литературы Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2012. Асмолов

А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 2013. Братусь Б.С. Аномалии личности, М., 2012. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии М., 2014. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2011.
Список рекомендуемой литературы Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2012. Асмолов А.Г. Психология личности. М.:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть