Внешний, отражающий условия жизнедеятельности человека - Экзопсихика
Цель личности заключается в адаптации к окружающей среде (в широком смысле)
Эндопсихика проявляется в эмоционально-волевых и когнитивных функциях и составляет ядро личности. Эндочерты, в основном, являются врожденными. Содержание экзопсихики определяется отношением личности к внешнему миру. Эндо- и экзопсихика связаны между собой и влияют друг на друга. Чем выше их координация, тем выше уровень психического развития человека.
Психического развития связан с преобладанием экзочерт, поэтому среда как бы подчиняет себе человека; он несамостоятелен, зависим.
Предполагает большую возможность адаптации, чем низший уровень.
Люди этого уровня работоспособны, инициативны.
На этом уровне психического развития интенсивность душевной жизни порождает желание видоизменить внешнюю среду сообразно своим потребностям.
Эмоциональный компонент
Когнитивный компонент
Конативный компонент
Структура личности по В. Н. Мясищеву
В.Н. Мясищев, развивая идею А.Ф. Лазурского, представляет личность как систему отношений человека и окружающей среды, структурированную по степени обобщенности – от связей индивида с отдельными ее сторонами до связей со всей действительностью в целом.
Понятие «отношение» возникает там, отмечает В. Н. Мясищев, где есть субъект и объект. Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающим миром.
способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе
(оценочный) способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя
способствует осуществлению выбора стратегии и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектам среды, людям и самому себе
Центральным явлением личности выступает симптомокомплекс – вероятные связи между свойствами личности.
Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности.
Свойства симптомокомплекса:
- объем и широта – количество входящих в него отдельных свойств, по числу которых можно судить о степени обобщенности симптомокомплекса;
- сила и активность отношений личности, лежащих в основе симптомокомплекса;
- устойчивость – пластичность отношений личности.
2. Система индивидуальных психических свойств, которая включает как подсистемы психодинамические свойства личности.
3. Система социально-психологических индивидуальных свойств, включающая подсистему социальных ролей, исполняемые в группе и коллективе, и подсистему социальных ролей, исполняемых в социально исторических общностях.
Концепция личности В.С. Мерлина
Заслуга его и в том, что он выделил сложные иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального. Все это позволило Мерлину построить динамическую структуру личности, исходя из многозначных связей.
Процесс развития личности – это увеличение связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности, увеличение многозадачности этих связей.
Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания, Поэтому эта подструктура может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение.
Подструктура опыта, которая объединяет знания, умения, навыки и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности.
Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.
Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, осуществляется путем тренировки. Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного уровня.
Свойства личности
1. Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются.
2. Психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности.
3. Процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
• чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится?
• что может личность?
• что личность есть?
Для психологической концепции личности С.Л. Рубинштейна важно его положение, что любое внешний стимул действует на человека через внутренние условия, которые у него сформировались ранее. Чем выше мы поднимаемся от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, тем более сложной становится внутренняя природа явлений, тем больше становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть