Слайд 1Гиперактивные дети
Психолого-педагогическая помощь
Слайд 2Портрет гиперактивного ребенка
Нашим академикам
В это не поверится -
Он не больше веника,
А
всё время вертится
Крутится без винтиков
И без шестерёнок
Этот вечный двигатель -
Маленький ребёнок
Этот вечный двигатель,
Вечный прыгатель,
Бегатель, скакатель,
Толкатель и хвататель
Слайд 3
Такие дети очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто
задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: “Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов” (1997).
Слайд 4Распространенность заболевания
Результаты различных эпидемиологических исследований говорят о существенном разбросе данных о
распространенности заболевания.
Gillberg (1983) у 2,2% детей 6-7 лет встречается СДВГ
Golman, Genel (1998) у детей щкольного возраста распространенность составляет 3-6%
Brown (2004) средние оценки распространенности лежат в пределах 4-12%, у взрослых в 1-2,5% случаев
Н.Н.Заваденко и соавт. (1999) дают цифры 7,6%
У мальчиков СДВГ встречается в 3-4 раза чаще
Слайд 6Отличия обычной активности от детской гиперактивности
Слайд 7Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка
Слайд 8Возрастная динамика проявлений гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
Дошкольный возраст
В возрасте
3–7 лет обычно проявляются гиперактивность и импульсивность. Такие дети крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что нередко заканчивается вспышками сильного раздражения. Во время игр их энергия бьет через край, и поэтому сами игры приобретают разрушительный характер. Они неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки, непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность по отношению к окружающим. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.
Слайд 9Младший школьный возраст
Признаки импульсивности и особенно нарушения внимания в условиях
школьного обучения выступают в особенно яркой форме. Во время уроков детям сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации работы, плохо запоминают учебные материалы и не могут правильно применять их, забывают по ходу выполнения условия задания. Навыки чтения и письма у этих детей сформированы хуже, чем у сверстников.
Поскольку поведение ребенка не соответствует возрастной норме, в школе ему не удается достичь результатов, соответствующих способностям (общий уровень интеллектуального развития детей с обычно находится в рамках возрастных нормативов). Характерны формирование школьной дезадаптации, нарастание проблем во взаимоотношениях с окружающими и трудностей поведения. Нередко у детей наблюдаются вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. При этом большинству из них свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и заниженная самооценка. Гиперактивность продолжает оставаться значительно выраженной до 7–9 лет, а затем постепенно ослабевает.
Слайд 10Подростковый возраст
В подростковом возрасте симптомы продолжают отмечаться не менее чем
у 50–80 % детей. Гиперактивность у подростков значительно уменьшается или исчезает, однако импульсивность и нарушение внимания сохраняются. Для них характерны несамостоятельность, безответственность, трудности в организации и завершении выполнения поручений и особенно длительной по времени работы, с которыми они по-прежнему не в состоянии справиться без посторонней помощи. Нередко ухудшается успеваемость в школе, одновременно нарастают трудности во взаимоотношениях в семье и школе, нарушения поведения. Многих подростков с отличает безрассудное поведение, сопряженное с неоправданным риском, трудности в соблюдении правил поведения, неподчинение общественным нормам и законам, невыполнение требований взрослых
Слайд 11Взрослый возраст
Результаты исследований, проведенных в последние годы, показали, что по
крайней мере у 20–35 % пациентов симптомы, претерпевая определенную возрастную трансформацию, продолжают отмечаться и в зрелом возрасте. Наиболее отчетливо они проявляются в тех ситуациях, когда от человека требуются собранность и ответственность. Среди признаков у взрослых отмечаются забывчивость, рассеянность, неорганизованность, отсутствие достаточных навыков планирования, в том числе времени для своей деятельности, трудности в разграничении главного и второстепенного, недостаток инициативы, трудности с доведением до конца работы над различными заданиями, проектами, частые смены места работы, проблемы в семейной жизни (конфликты, повторные браки и разводы), слабое самообладание с трудностями переживания негативных эмоций, проблем и разочарований.
Слайд 12Как выявить гиперактивного ребенка
1.Критерии СДВГ
Диагностика СДВГ осуществляется на основе диагностических
критериев DSM-IV (1994).
Особенности поведения:
1) появляются до 7 лет;
2) обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх);
3) не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями;
4) вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Слайд 13
Невнимательность (из перичисленных ниже признаков минимум 6 должны сохраняться не
менее 6 месяцев):
- неспособность выполнить задание без ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях;
- неспособность вслушиваться в обращенную речь;
- неспособность доводить выполняемую работу до конца;
- неспособность организовать свою деятельность;
- избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости;
- потери предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);
- забывчивость в повседневной деятельности;
- отвлекаемость на посторонние стимулы;
Слайд 14
Гиперактивность и импульсивность (из перичисленных ниже признаков минимум 4 должны
должны сохраняться не менее 6 месяцев):
А) Гиперактивность
Ребенок:
- суетлив, не может сидеть спокойно;
- вскакивает с места без разрешения;
- бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях;
- не может играть в тихие игры, отдыхать.
В) Импульсивность
Ребенок:
- выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
- не может дождаться своей очереди.
Слайд 15Особенности коррекционной работы
Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно
с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы).
Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто.
Правило 3. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.
Правило 4. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:
-игры на развитие внимания;
- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
- игры, способствующие закреплению умения общаться.
Слайд 17Рекомендации
Организация пространства
Организация внешней среды
Устойчивость домашнего мира
Организация рабочего места
Организация времени
Режим дня
Наилучшее
время для работы
Расписание в картинках (распорядок дня)
Слайд 18
Заранее обговоренные правила
Озвучить правило поведения.
Правила перед началом работы
Краткость инструкции
Алгоритмичная организация
учебной деятельности
Идти от особенностей ребенка
Альтернативная форма поведения
Моментальный характер поощрений
Слайд 19
Последовательность выполнения задания
Начинаем с легкого задания, делаем разогрев
Заканчивать опять чем-то легким
Особенности
интеллектуальной деятельности
Цикличность интеллектуальной активности
Слайд 20
Домашняя работа
В самом начале о самостоятельности надо забыть
Упреждающее знакомство с информацией
Оформительская
работа
Подвижные занятия и тренировки
Полезные виды деятельности для гиперактивного ребенка
Спортивные и подвижные игры по правилам