Слайд 1УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ
Слайд 2
По определению федерального
государственного образовательного
стандарта основного общего образования
второго поколения, в результате обучения
на
второй ступени пропедевтического
технологического образования
обучающиеся должны научиться
самостоятельно формулировать цели и
определять пути их достижения,
использовать приобретенный в школе
опыт деятельности в реальной жизни, за
рамками учебного процесса.
Слайд 3Учебно - исследовательская деятельность
– деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,
исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Слайд 4Основными задачами научно-исследовательской работы являются:
формирование у школьника интереса к научному
творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;
развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;
выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.
Слайд 5Основные этапы организации исследовательской работы
Знакомство с основами исследовательской
деятельности:
понятийным аппаратом
методами
исследования
требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.
Выбор и определение темы исследования.
Тема (отражает характерные черты проблемы исследования):
должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для высказывания собственной позиции, проведения исследования;
не должна быть обширной (зачастую берутся такие темы, с которыми взрослый совладать не в силах, а ребенок - тем более);
должна иметь материал для исследования (бывает - тема интересна, но нет достаточного материала для исследования).
Слайд 6
Работа с литературными источниками.
На этом этапе учащиеся составляют список литературы по
исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.
Исследование.
Здесь учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты.
Представление авторами исследовательских работ в разной форме, в зависимости от целей и содержания:
научная статья (описание хода работы);
план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления);
стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций);
реферат проблемного характера.
компьютерная презентация;
видео- и аудиоматериалы
Слайд 7Проектная деятельность
Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы. В основе метода проектов
лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, творческого мышления, формирование коммуникативных компетенций. Результаты проектов должны быть наглядны, осязаемы, то есть должны быть конкретные решения, конкретные результаты. Существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад, выпуск газеты, презентация и т. д.).
Слайд 9
Совокупность методов, используемых в проектной деятельности
Слайд 10Плюсы проектной деятельности
Навыки самообразования и самоконтроля
Моделируется реальная технологическая цепочка: задача –
результат
Навыки групповой деятельности
Индивидуальный подход
Интерес к познавательной деятельности
Слайд 11Минусы проектной деятельности
Возрастает нагрузка на учителя
Ученик часто попадает в стрессовую ситуацию,
переоценка возможностей, технические накладки)
Психологические коммуникативные проблемы
Проблема субъективной оценки
Слайд 12Различия
учебно-исследовательской и
проектной деятельности
Слайд 13Проектные задачи
Задача №1.
Легенда рассказывает, что в древности великий Архимед соорудил систему
блоков, с помощью которой один человек мог спустить на воду огромный корабль «Сиракосия». Крылатыми стали произнесены тогда слова Архимеда. Расшифруйте их.
Чем еще знаменит Архимед? (домашнее задание)
Слайд 15Задача №2
Постройте круговую диаграмму сравнительной длины рек : Лены –
4400 км, Волги – 3530 км, Амура – 2824 км, Днепра – 2200 км.
Есть ли в этом списке реки, протекающие по территории Смоленской области?
А какие реки Демидовского района вы можете назвать?
Выясните длины не более четырех из них и постройте круговую диаграмму.
Задача №3
В Московском Кремле находятся ЦАРЬ-ПУШКА и ЦАРЬ-КОЛОКОЛ, отлитые русскими мастерами. Масса колокола 200т, а масса пушки составляет 20% массы колокола. Какова масса ЦАРЬ-ПУШКИ? Выясните когда и кем были созданы эти гиганты? Где они располагаются? Могла ли стрелять царь-пушка? Какую высоту имел царь-колокол? Почему у колокола отколот кусок?
Слайд 16Примерные темы проектов для 5 класса.
«Упрощённые приёмы умножения».
«Старинные меры
длины».
«Старинные меры веса».
«Замечательные числа».
«Треугольники из чисел».
«Математические фокусы».
«Треугольники».
« Математические курьёзы».
«Софья Ковалевская».
«Великий Леонард Эйлер».
«Далеко ли до небесных светил?»
«Зачем нужны математические знаки?»
«Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль!»
«Окружность».
«Оригами».
«Магические квадраты».
«Теория вероятностей для малышей».
«Топологические опыты».
«Интересная девятка».
«Ребусы со спичками».
Слайд 17Проект по математике для 5 класса по теме «Прямоугольный параллелепипед»
«Покрасим свою
школу!»-это девиз проекта.
Этапы:
1.Постановка задачи: составить и рассчитать смету для
наружной покраски школы.
2. Планирование действий:
Сбор материала:
Терминология (смета, колор, фасад, растворитель и т.д)
Размеры школы (длина, ширина, высота)
Исследование формы объекта для вычисления площади окрашиваемой боковой поверхности параллелепипеда, состоящего из двух частей.
Исследование рынка строительных материалов: краска, кисти, растворитель
3. Поиск информации и расчет сметы.
4. Презентация продукта.
Слайд 18Смета на покраску школы
Размеры здания А:
длина - 25 м
ширина - 12
м
высота — 3 м
Размеры здания Б:
длина — 17 м
ширина — 10 м
высота — 3 м
Размер окна
высота — 1м 80 см
ширина — 1м 20 см
Площадь боковой поверхности:
S= 25×3 + (12 +17) ×3 + 17×3 + 10×3 + (25-10) ×3= 1092 м²
Слайд 19
Площадь окна:
120×180 = 21600 см²≈20000 см² = 2 м²
Площадь всех окон:
29 × 2 =58 м²
Площадь окрашивания: 1092 -58 = 1034 м²
Расход краски на 1м² - 400 г
Расход краски на 1034 м² — 1034×400 = 413600 г ≈ 414000 г = 414 кг
Цена краски за 1 кг — 59 руб
Стоимость краски 414× 59 = 24426 руб
Количество емкостей по 40 кг : 414 : 40 ≈ 11