Слайд 2
Теория проблемного обучения достаточно хорошо разработана. Этой проблемой занимались многие психологи
и педагоги, такие как М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Н.М. Зверева, Р.И. Малафеев и др.
Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций и управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем.
Слайд 3
Проблема - задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения
Проблемная ситуация
в обучении -
спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Слайд 4Функции проблемного урока
развивает и поддерживает интерес школьников к учебе, помогают реализовать
их склонности и возможности;
позволяет сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся;
развивает творческие способности учащихся;
способствует лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала;
являются хорошим средством от информационной перегрузки.
Слайд 5Проблемный урок обеспечивает:
более качественное и творческое усвоение знаний
мощное развитие интеллекта и
творческих возможностей
воспитание активной личности
Слайд 6Звенья научного творчества
Постановка учебной проблемы
Поиск решения
Выражение решения
Реализация продукта
Слайд 7Учебная проблема существует в двух основных формах:
Как тема урока
Как несовпадающий с
темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание
Постановка учебной проблемы
Слайд 8Постановка учебной проблемы начинается
с проблемной ситуации
Проблемная ситуация – осознанное субъектом затруднение
(удивление), пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действия
Типы проблемных ситуаций, вызывающие чувство удивления (3 приема)
Слайд 9Прием 1
Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие
точки зрения.
Пример: при изучении темы «Скобки», сделав записи на доске: 2+5х3=17 и 2+5х3=21, учитель сталкивает в восприятии детей два факта: левые части одинаковы, а правые отличаются.
Реакция удивления школьников означает возникновение проблемной ситуации.
Слайд 10Прием 2
Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, предлагая классу вопрос или
практическое задание на новый материал.
Пример: при изучении темы «Степень с натуральным показателем», учитель задает вопрос: Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями: а3+а5; а3•а5; а3:а5?
У ребят возникают разные ответы: возможны все действия, только умножение и деление, только возведение в степень. Эти ответы ведут к столкновению мнений (что обычно вызывает у школьников реакцию удивления).
Слайд 11Прием 3
Шаг 1: Учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим
заданием «на ошибку».
Шаг 2: Сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
Слайд 12Проблемные ситуации, связанные с возникновением затруднения у учащихся
(3 приема)
Слайд 13Прием 4
Учитель предлагает учащимся задание, не выполнимое вообще, в принципе.
Пример: Тема
«Сумма углов треугольника». Учащимся предлагается построить треугольник с углами 900,1200,600 (задание не выполнимое вообще).
Попытавшись его выполнить, ученики оказываются в затруднении (возникла проблемная ситуация).
Слайд 14Прием 5
Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего
момента не сталкивались.
Пример: тема «Деление на дробь». Учитель предлагает такую задачу: Найти сторону прямоугольника, если его площадь равна кв.м, а одна из сторон – м.
Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение (возникла проблемная ситуация).
Слайд 15Прием 6
Шаг 1: Учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Не
замечая скрытого подвоха, ученики выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания.
Шаг 2: Учитель аргументировано доказывает, что задание школьниками не выполнено. У учащихся возникает замешательство (возникла проблемная ситуация).
Слайд 16Как выйти из создавшейся проблемной ситуации к учебной проблеме?
Вариант 1: Учитель
сам заостряет противоречие и формулирует проблему.
Вариант 2: Ученики сами осознают противоречие и ставят проблему.
Вариант 3: Учитель разворачивает побуждающий диалог.
Слайд 17Побуждающий диалог
отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают учащимся осознать противоречие
и сформулировать учебную проблему.
Слайд 18Приемы ведения
побуждающего диалога
Слайд 19Прием 1
(предъявлялись противоречивые факты, теории или точки зрения)
О фактах: что
вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
О теориях: что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?
Слайд 20Прием 2
(сталкивались разные мнения учеников вопросом или практическим заданием)
Сколько же
в нашем классе мнений?
Слайд 21Прием 3
(обнажить житейское представление, предъявить научный факт)
Вы сначала как думали?
А как на самом деле?
Слайд 22Прием 4
(давалось практическое задание, не выполнимое вообще)
Вы смогли выполнить задание?
В чем затруднение?
Слайд 23Прием 5
(давалось практическое задание, не сходное с предыдущим)
Вы смогли выполнить задание?
Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Слайд 24Прием 6
(давалось невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими; доказывалось, что
учениками задание не выполнено)
Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Слайд 25Формулирование учебной проблемы
Прием 4
- Вы выполнили предложенное задание?
- Нет.
- Почему? В
чем затруднение?(побуждение к осознанию противоречия)
- Не получается. Такой треугольник не строится (осознание затруднения).
- Какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы).
- Почему не строится треугольник? (учебная проблема как вопрос).
Слайд 26Формулирование учебной проблемы
Прием 5
Выполнили задание?
Нет.
Почему не смогли? Чем это
задание отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия).
В первом задании мы умножали дроби, а здесь надо делить дробь на дробь. Мы этого не проходили (осознание затруднения).
- Какова же тема урока? (побуждение к формулиро-ванию проблемы).
Деление на дробь (учебная проблема как тема
урока).
Слайд 27Пути постановки учебной проблемы
Первый – побуждающий от проблемной ситуации диалог
Второй –
подводящий к теме диалог
Третий – сообщение темы с мотивирующим приемом
Слайд 28Подводящий диалог
Представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг
за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения».
Слайд 29Мотивирующие приемы («яркое пятно», «актуальность»)
В качестве «яркого пятна» могут использованы сказки
и легенды, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но связанный с темой.
Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся, лично для каждого.
Слайд 30Поиск решения учебной проблемы
1 шаг – выдвижение гипотезы. Выдвинуть гипотезу значит
высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка.
2 шаг – проверка гипотезы. Смысл проверки состоит в обосновании принятия или опровержении гипотезы, в порождении довода за или против, в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную («это не так, потому что»).
Слайд 31Кто может выдвигать и проверять гипотезы?
Вариант 1: Учитель может это делать
сам
Вариант 2: Ученики могут действовать по личной инициативе
Вариант 3: Учитель может развернуть побуждающий и подводящий диалог
Слайд 32Структура побуждающего
(к гипотезам и их проверке) диалога
Слайд 33Сравнительная характеристика диалогов