Презентация, доклад по проблеме проблемного обучения

Содержание

Теория проблемного обучения достаточно хорошо разработана. Этой проблемой занимались многие психологи и педагоги, такие как М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Н.М. Зверева, Р.И. Малафеев и др.Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций

Слайд 1ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ



2014

ПРОБЛЕМНОЕ	ОБУЧЕНИЕ2014

Слайд 2

Теория проблемного обучения достаточно хорошо разработана. Этой проблемой занимались многие психологи

и педагоги, такие как М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Н.М. Зверева, Р.И. Малафеев и др.

Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций и управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем.
Теория проблемного обучения достаточно хорошо разработана. Этой проблемой занимались многие психологи и педагоги, такие как М.И. Махмутов,

Слайд 3


Проблема - задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения
Проблемная ситуация

в обучении -
спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Проблема - задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешенияПроблемная ситуация в обучении - спланированное, специально задуманное

Слайд 4Функции проблемного урока
развивает и поддерживает интерес школьников к учебе, помогают реализовать

их склонности и возможности;
позволяет сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся;
развивает творческие способности учащихся;
способствует лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала;
являются хорошим средством от информационной перегрузки.

Функции проблемного урокаразвивает и поддерживает интерес школьников к учебе, помогают реализовать их склонности и возможности;позволяет сочетать различные

Слайд 5Проблемный урок обеспечивает:
более качественное и творческое усвоение знаний

мощное развитие интеллекта и

творческих возможностей

воспитание активной личности
Проблемный урок обеспечивает:более качественное и творческое усвоение знаниймощное развитие интеллекта и творческих возможностейвоспитание активной личности

Слайд 6Звенья научного творчества
Постановка учебной проблемы
Поиск решения
Выражение решения
Реализация продукта

Звенья научного творчестваПостановка учебной проблемыПоиск решенияВыражение решенияРеализация продукта

Слайд 7Учебная проблема существует в двух основных формах:
Как тема урока
Как несовпадающий с

темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание

Постановка учебной проблемы

Учебная проблема существует в двух основных формах:Как тема урокаКак несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который

Слайд 8Постановка учебной проблемы начинается с проблемной ситуации
Проблемная ситуация – осознанное субъектом затруднение

(удивление), пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действия

Типы проблемных ситуаций, вызывающие чувство удивления (3 приема)

Постановка учебной проблемы начинается с проблемной ситуацииПроблемная ситуация – осознанное субъектом затруднение (удивление), пути преодоления которого требуют

Слайд 9Прием 1
Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие

точки зрения.

Пример: при изучении темы «Скобки», сделав записи на доске: 2+5х3=17 и 2+5х3=21, учитель сталкивает в восприятии детей два факта: левые части одинаковы, а правые отличаются.

Реакция удивления школьников означает возникновение проблемной ситуации.
Прием 1Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.Пример: при изучении темы «Скобки»,

Слайд 10Прием 2
Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, предлагая классу вопрос или

практическое задание на новый материал.

Пример: при изучении темы «Степень с натуральным показателем», учитель задает вопрос: Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями: а3+а5; а3•а5; а3:а5?

У ребят возникают разные ответы: возможны все действия, только умножение и деление, только возведение в степень. Эти ответы ведут к столкновению мнений (что обычно вызывает у школьников реакцию удивления).
Прием 2Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, предлагая классу вопрос или практическое задание на новый материал.Пример: при

Слайд 11Прием 3
Шаг 1: Учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим

заданием «на ошибку».

Шаг 2: Сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
Прием 3Шаг 1: Учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».Шаг 2: Сообщением, экспериментом

Слайд 12Проблемные ситуации, связанные с возникновением затруднения у учащихся (3 приема)

Проблемные ситуации, связанные с возникновением затруднения у учащихся  (3 приема)

Слайд 13Прием 4
Учитель предлагает учащимся задание, не выполнимое вообще, в принципе.

Пример: Тема

«Сумма углов треугольника». Учащимся предлагается построить треугольник с углами 900,1200,600 (задание не выполнимое вообще).

Попытавшись его выполнить, ученики оказываются в затруднении (возникла проблемная ситуация).
Прием 4Учитель предлагает учащимся задание, не выполнимое вообще, в принципе.Пример: Тема «Сумма углов треугольника». Учащимся предлагается построить

Слайд 14Прием 5
Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего

момента не сталкивались.

Пример: тема «Деление на дробь». Учитель предлагает такую задачу: Найти сторону прямоугольника, если его площадь равна кв.м, а одна из сторон – м.

Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение (возникла проблемная ситуация).


Прием 5 Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.Пример: тема «Деление на

Слайд 15Прием 6
Шаг 1: Учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Не

замечая скрытого подвоха, ученики выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания.

Шаг 2: Учитель аргументировано доказывает, что задание школьниками не выполнено. У учащихся возникает замешательство (возникла проблемная ситуация).
Прием 6Шаг 1: Учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Не замечая скрытого подвоха, ученики выполняют его,

Слайд 16Как выйти из создавшейся проблемной ситуации к учебной проблеме?
Вариант 1: Учитель

сам заостряет противоречие и формулирует проблему.

Вариант 2: Ученики сами осознают противоречие и ставят проблему.

Вариант 3: Учитель разворачивает побуждающий диалог.
Как выйти из создавшейся проблемной ситуации к учебной проблеме?Вариант 1: Учитель сам заостряет противоречие и формулирует проблему.Вариант

Слайд 17Побуждающий диалог
отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают учащимся осознать противоречие

и сформулировать учебную проблему.
Побуждающий диалоготдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают учащимся осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.

Слайд 18Приемы ведения
побуждающего диалога

Приемы ведения побуждающего диалога

Слайд 19Прием 1 (предъявлялись противоречивые факты, теории или точки зрения)
О фактах: что

вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
О теориях: что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?
Прием 1  (предъявлялись противоречивые факты, теории или точки зрения)О фактах: что вас удивило? Что интересного заметили?

Слайд 20Прием 2 (сталкивались разные мнения учеников вопросом или практическим заданием)
Сколько же

в нашем классе мнений?
Прием 2  (сталкивались разные мнения учеников вопросом или практическим заданием)Сколько же в нашем классе мнений?

Слайд 21Прием 3 (обнажить житейское представление, предъявить научный факт)
Вы сначала как думали?

А как на самом деле?
Прием 3  (обнажить житейское представление, предъявить научный факт)Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Слайд 22Прием 4 (давалось практическое задание, не выполнимое вообще)
Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?
Прием 4  (давалось практическое задание, не выполнимое вообще)Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Слайд 23Прием 5 (давалось практическое задание, не сходное с предыдущим)
Вы смогли выполнить задание?

Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Прием 5 (давалось практическое задание, не сходное с предыдущим)Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это

Слайд 24Прием 6 (давалось невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими; доказывалось, что

учениками задание не выполнено)

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Прием 6  (давалось невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими; доказывалось, что учениками задание не выполнено)Что вы

Слайд 25Формулирование учебной проблемы
Прием 4
- Вы выполнили предложенное задание?
- Нет.
- Почему? В

чем затруднение?(побуждение к осознанию противоречия)
- Не получается. Такой треугольник не строится (осознание затруднения).
- Какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы).
- Почему не строится треугольник? (учебная проблема как вопрос).
Формулирование учебной проблемыПрием 4- Вы выполнили предложенное задание?- Нет.- Почему? В чем затруднение?(побуждение к осознанию противоречия) -

Слайд 26Формулирование учебной проблемы
Прием 5
Выполнили задание?
Нет.
Почему не смогли? Чем это

задание отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия).
В первом задании мы умножали дроби, а здесь надо делить дробь на дробь. Мы этого не проходили (осознание затруднения).
- Какова же тема урока? (побуждение к формулиро-ванию проблемы).
Деление на дробь (учебная проблема как тема
урока).
Формулирование учебной проблемыПрием 5Выполнили задание? Нет. Почему не смогли? Чем это задание отличается от предыдущего? (побуждение к

Слайд 27Пути постановки учебной проблемы
Первый – побуждающий от проблемной ситуации диалог
Второй –

подводящий к теме диалог
Третий – сообщение темы с мотивирующим приемом
Пути постановки учебной проблемыПервый – побуждающий от проблемной ситуации диалогВторой – подводящий к теме диалогТретий – сообщение

Слайд 28Подводящий диалог
Представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг

за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения».
Подводящий диалогПредставляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию

Слайд 29Мотивирующие приемы («яркое пятно», «актуальность»)
В качестве «яркого пятна» могут использованы сказки

и легенды, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но связанный с темой.
Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся, лично для каждого.
Мотивирующие приемы («яркое пятно», «актуальность»)В качестве «яркого пятна» могут использованы сказки и легенды, случаи из истории науки,

Слайд 30Поиск решения учебной проблемы
1 шаг – выдвижение гипотезы. Выдвинуть гипотезу значит

высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка.

2 шаг – проверка гипотезы. Смысл проверки состоит в обосновании принятия или опровержении гипотезы, в порождении довода за или против, в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную («это не так, потому что»).
Поиск решения учебной проблемы1 шаг – выдвижение гипотезы. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность

Слайд 31Кто может выдвигать и проверять гипотезы?
Вариант 1: Учитель может это делать

сам
Вариант 2: Ученики могут действовать по личной инициативе
Вариант 3: Учитель может развернуть побуждающий и подводящий диалог
Кто может выдвигать и проверять гипотезы?Вариант 1: Учитель может это делать самВариант 2: Ученики могут действовать по

Слайд 32Структура побуждающего (к гипотезам и их проверке) диалога

Структура побуждающего  (к гипотезам и их проверке) диалога

Слайд 33Сравнительная характеристика диалогов


Сравнительная характеристика диалогов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть