Слайд 1Знать правила движения большое достижение
Слайд 2В предлагаемой презентации представлен комплекс практического материала по развитию и коррекции
всех компонентов языковой системы у детей дошкольного возраста в рамках лексической темы «Правила дорожного движения. Транспорт».
Презентация состоит из 7 разделов:
- Произносительная сторона речи;
- развитие фонематического слуха;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- обогащение и уточнение словаря;
- грамматический строй речи;
- развитие психологической базы речи ;
- ориентировка в пространстве.
Каждый раздел является одним из составляющих элементов речевой системы. Игровые упражнения в каждом из них многоаспектны и, помимо основной цели, позволяют развить ряд важнейших речевых и познавательных навыков ( слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление, воображение и др.)
Значимость предложенного материала: он может использоваться как в коррекционной, так и в пропедевтической (профилактической) работе с детьми. Дети с нормальным речевым развитием смогут расширить и обогатить словарный запас, закрепить навыки правильного звукопроизношения, грамматически верно оформить связное высказывание. А для детей с нарушением речи предложенный материал – целостная система коррекционной работы над речью.
Слайд 3Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика
Знают мальчики и девочки,
Поочередное разгибание
Знают бабушки и дедушки, пальцев на обеих руках,
Что есть правила движения, начиная с мизинца.
Что их надо соблюдать,
Что дорожное движение
Надо знать и уважать Интенсивное сжимание
пальцев рук в кулаки.
Слайд 4
Будем мы запоминать
На каждое слово поочеред-
Правила движения. ное разгибание пальцев.
Правила для дедушки, На каждую фразу
Правила для бабушки, поочередное сгибание
Правила для папы, пальцев.
Правила для мамы,
Правила для меня.
Слайд 5Произносительная сторона речи
Взрослый читает чистоговорки, а ребенок повторяет,
четко проговаривая все звуки. Детям с нарушением произносительной стороны речи рекомендуется повторять чистоговорки только с правильно произносимыми звуками.
Ди – ди – ди – по тротуару ты иди.
Ти – ти – ти – знак не упусти.
Ри – ри – ри – тут и там смотри.
Ри – ри – ри – красный свет горит, смотри.
Ход – ход – ход – ты сегодня пешеход.
Ор – ор – ор – путь закрыл нам светофор.
Ряд – ряд – ряд – бегут машины в ряд.
Жи – жи – жи – маму за руку держи.
Слайд 6Развитие фонематического слуха
« Место звука в слове»
В данном задании перед ребенком стоит задача – определить, где находится заданный звук в слове: в начале, середине, конце. ( В данном задании не требуется от ребенка определить, на каком по счету месте стоит заданный звук).
Например: Определи место звука С в названии предметов:
Слайд 7«Хлопни в ладоши»
Взрослый предлагает ребенку хлопнуть в ладоши в том случае,
когда в названии предмета он услышит заданный звук .
Например: Хлопни в ладоши, когда в названии предмета услышишь звук У.
Соедини букву с картинкой
Взрослый предлагает соединить заданную букву с той картинкой, в названии которой есть этот звук (правильность ответа можно проверить мышью).Например: Соедини букву Р с тем предметом, в названии которого есть звук Р.
Р
Слайд 9Формирование навыков звукового анализа и синтеза
«Назови первый звук»
Ребенку
предлагается назвать все предметы и выделить в их названии первый звук. Если ребенок затрудняется в выделении первого звука, взрослый сам произносит название предмета, интонационно выделяя первый звук в слове (автобус, знак, машина, дорога, улица).
Слайд 10«Назови последний звук в слове»
Ребенку предлагается назвать все предметы и выделить
в их названии последний звук. Задание выполняется аналогично предыдущему (грузовик, знаки, мотоцикл, троллейбус, светофор).
Слайд 11«Слово потерялось»
Какая звуковая схема названию какого предмета соответствует
(красные круги – гласные звуки, синие круги – согласные звуки, зеленые круги – мягкие согласные звуки). ПОСЛЕ КАЖДОГО ОТВЕТА ЩЕЛКАЙ МЫШЬЮ И ПРОВЕРЯЙ СЕБЯ.
дорога
знак
улица
Слайд 12«Составь слово»
(2 вариант)
Ребенку предлагается назвать предметы, выделить первый звук в слове,
из первых звуков слов составить новое слово (зебра, автобус, колесо). После ответа проверь себя (щелкни мышью).
Н
З
А
К
Н
Слайд 13Обогащение и уточнение словаря
«Что можно встретить на дороге?»
Назови транспорт, который можно
встретить на проезжей части дороги:
Слайд 14«Подскажи словечко»
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни… (машина)
Дом на рельсах тут
как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется … (трамвай)
Слайд 15На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя.
Можно ехать, знайте, дети,
Только на …
(велосипеде)
Стоп машина, стоп мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий …(светофор)
Слайд 16Тротуарные дорожки,
Ходят люди, ходят кошки.
Тот, кто знает этот ход,
Тот зовется…(пешеход)
Всем знакомые
полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведет
Пешеходный …(переход)
Слайд 17«Назови, что это»
(улица, светофор, пешеходный переход, тротуар, дорога, дорожный знак)
Слайд 18«Расскажи про светофор»
*Назови все цвета светофора.
*Что показывает красный цвет светофора?
*На какой
цвет светофора можно переходить улицу?
*Что обозначает желтый цвет?
*Какой цвет светофора находится над желтым? Под желтым?
Слайд 20Формирование грамматического строя речи
«Один – много»
Взрослый называет один предмет, а ребенок
образует слово, обозначающее множественное число этого существительного (автобус – автобусы)
Слайд 23«Большой – маленький»
Взрослый называет предмет, а ребенок образует уменьшительную форму существительного
Слайд 26«Сосчитай транспорт»
Это упражнение поможет ребенку согласовывать существительное с числительным. Например: один
грузовик, два грузовика, пять грузовиков. 5
1
1
1
2
2
2
5
5
5
Слайд 27Развитие психологической базы речи
Развитие внимания
Найди правильный светофор, проверь себя – щелкни
Слайд 28Развитие памяти
Запомни дорожные знаки в верхнем ряду (щелкни мышью). Догадайся, какого
знака нет в нижнем ряду, назови его. Проверь себя – щелкни по знаку мышкой.
Слайд 29Ориентировка в пространстве
Какой транспорт находится в правом верхнем углу, в левом
нижнем углу, в правом нижнем углу, в левом верхнем углу? (после каждого ответа щелкай мышью)
Слайд 30Какой дорожный знак находится в правом верхнем углу, в левом верхнем
углу, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу. (проверь себя – после каждого ответа щелкай мышью)
Слайд 31Азбуку города помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда.
Слайд 32
Интересных и увлекательных занятий
Вязовик Т.М., логопед МБДОУ №5,
г. Верхняя Салда