Презентация, доклад по педагогике Этика в профессиональной культуре педагога

Содержание

Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.Актуальность проекта

Слайд 1Проект: Этика в профессиональной культуре педагога
Выполнила: Кучерова Наталья Анатольевна, учитель начальных

классов,
МБОУ «Дороховская СОШ»
Проект:  Этика в профессиональной культуре педагогаВыполнила: Кучерова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «Дороховская СОШ»

Слайд 2Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может

учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.

Актуальность проекта

Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной

Слайд 31. часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные

и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности;
2. сущностная характеристика целостной личности педагога, способного к диалогу культур в индивидуально-личностном плане;
3. динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, в качестве компонентов которой выделяются:
а)педагогическая позиция и личностные качества; б)профессиональные знания и культура педагогического мышления; в)профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; г) саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога .

Понятие профессиональной культуры педагога

1. часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы

Слайд 4этика
“ЭТИКА – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и

роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой–нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов) Однако есть и второе значение этого слова.
Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики .
Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.
этика“ЭТИКА – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения

Слайд 5Педагогическая этика
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования

морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя . Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность
Педагогическая этикаПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического

Слайд 6• исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,

разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
• выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,
• изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
• исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися
• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

Задачи, стоящие перед педагогической этикой:

• исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали, • разработка нравственных аспектов педагогического труда как

Слайд 7профессиональный педагогический долг,
педагогическая справедливость,
педагогическая честь
педагогический авторитет.

Основные категории

педагогической этики
профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь  педагогический авторитет.Основные категории педагогической этики

Слайд 8это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя

высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.
Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя.
Основными элементами педагогического такта являются:
– требовательность и уважительность к воспитаннику; – умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; – деловой тон общения; – внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
– во внешнем облике педагога; – в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; – в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; – в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся; – в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; – в самокритичной оценке своего труда.

Педагогический такт

это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость,

Слайд 9Главные направления реализации педагогической этики
«учитель — ученики»,
«учитель — педагогический коллектив»,

«учитель — родители учащихся»,
«учитель — руководители школы».

Главные направления реализации педагогической этики«учитель — ученики», «учитель — педагогический коллектив», «учитель — родители учащихся», «учитель —

Слайд 10Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма
Аксиома 1. Учитель должен уметь любить детей.


Аксиома 2. Учитель должен относиться к детям с уважением
Аксиома 3. Ученик - имеет право на незнание.
Аксиома 4. Злой учитель - непрофессионал.

Учитель-ученик

Эталоны и аксиомы нравственного профессионализмаАксиома 1. Учитель должен уметь любить детей. Аксиома 2. Учитель должен относиться к

Слайд 11 Требования к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при

установлении им контактов с родителями учащихся:
·      Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.
·      Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества.
·      Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей.
Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей
Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей
Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю.

Учитель и родители ученика

 Требования к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся:·     

Слайд 12Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из

людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников.

Учитель и педагогический коллектив

Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту

Слайд 13ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих

поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности.
Этика делового общения может проявляться в отношениях:
- между образовательным учреждением и социальной средой в целом
- между самими образовательными учреждениями,
- внутри данного образовательного учреждения:
• между руководителем и педагогическим коллективом,
• между учителями (членами данного педагогического сообщества

  Общие этические принципы и характер делового общения в педагогическом коллективе.

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе

Слайд 14Три основных вида отношений в деловом общении
Этика делового общения «сверху вниз»

(руководитель — подчиненный). Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».
Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель).
Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».
Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива). Общий этический принцип данной формы общения: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам».

Три основных вида отношений в деловом общенииЭтика делового общения «сверху вниз» (руководитель — подчиненный). Правило данного контакта

Слайд 15сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников
умение говорить об ошибках и

недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства,

педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего ученика,

принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении,

умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,

умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим, умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали,

стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке,

поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ,
не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями,
нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика,
никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках,

не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается,
нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности,
если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться

Этические заповеди современного учителя, которыми необходимо руководствоваться в процессе общения

сердечность,  понимание педагогом состояния своих воспитанниковумение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек,

Слайд 16Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
Правило 2. Указывайте на

ошибки других не прямо, а косвенно.
Правило 3. Сначала вспомните и поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте собеседника.
Правило 4. Вместо того чтобы что-то приказывать, задавайте собеседнику вопросы.
Правило 5. Предоставляйте людям возможность спасти свой престиж.
Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечайте каждый их успех, будьте "чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу".
Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они обязательно будут стараться оправдать.
Правило 8. Чаще прибегайте к поощрению, создавайте впечатление, что ошибка, которую вы заметили, легко исправима. Делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди с радостью делали то, что вы предлагаете

Девять правил, выполнение которых позволит воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их

Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.Правило

Слайд 17    Спектр этических качеств широк и многообразен. Исследования показывают, что подростки и

старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность, требовательность и т.д. Но главное, чем дорожит воспитанник, - это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений.

Смысл педагогической профессии, по словам профессора М.О. Кнебель, в том, что педагог вкладывает свою душу в учеников. Отдавать душу трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты и душевных, и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все муки.

Выводы:

    Спектр этических качеств широк и многообразен. Исследования показывают, что подростки и старшие школьники больше всего ценят в

Слайд 18    Только в том случае, если учитель будет чувствовать ответственность перед теми,

кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям будет интересно на уроках, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей


    Только в том случае, если учитель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет

Слайд 19Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть