Дошкольная педагогика
как наука
Шубина Ольга Геннадьевна
Директор НОУ СПО
«Колледж Экономики и Права»
Слайд 2СТАНОВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ.
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании и обучении человека.
Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική,
что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» — раб , наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду)
Слайд 3научная теория
предвидение польза
Дмитрий Иванович
Менделеев
(27 января [8 февраля] 1834, Тобольск —
20 января [2 февраля] 1907,
Санкт-Петербург)
Слайд 4Функция педагогики
познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой
основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Предмет педагогики - это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.
Педагогика рассматривается как прикладная наука.
Слайд 5ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI–V
вв. до н. э.)
Индия Китай Египет
Слайд 7 древнегреческая философия
Демокрит
(460—370 гг. до н.э.)
«Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»
«Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»
«Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».
Он подчеркивал, что воспитание ведет к обладанию тремя сокровищами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать».
Слайд 8 Сократ (469 — 399 гг.
до н.э.),
его ученик Платон
(427 — 347 гг. до н.э.),
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
говорил о единстве физического
воспитания, воспитания личности
и воспитания общественного.
При этом он подчеркивал, что
«воспитание тела способствует
воспитанию духа».
Слайд 9Плутарх (ок. 45 — ок. 127)говорил о громадной важности
обучения и
воспитания ребенка в семье.
Он был противником жесткого
воспитания (считал, что надо избегать
насилия, жестоких наказаний по отношению
к детям) и сторонником поощрения
послушания. При этом он подчеркивал
необходимость материнского воспитания:
«Мать должна оставаться кормилицей собственных детей».
Сенека 4 до н. э., Кордуба — 65, Рим отводил воспитанию роль формирования самостоятельной личности, подчеркивая важность постижения подрастающим поколением нравственных основ. Главным методом воспитания он считал беседу с яркими примерами из реальной жизни.
Слайд 10 Древнеримский философ и педагог
Марк Квинтилиан (35 — 96 гг.)
Труд Квинтилиана «Образование оратора» долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.
Древнеримский философ Квинтиллиан сравнивал ребенка с «драгоценным сосудом», который способен вместить в себя все хорошее или дурное. Именно поэтому он считал, что роль воспитания заключается в развитии позитивных качеств человеческой натуры. Он подчеркивал необходимость соединять воспитание ребенка и природную доброту человеческого существа.
Слайд 11период средневековья
церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное
русло
Тертуллиан Августин Аквинат
(160 — 222) (354 - 430) (1225 —1274)
Слайд 12Эпоха Возрождения
Я — человек,
и
ничто человеческое мне не чуждо
Эразм Роттердамский Франсуа Рабле
(1466— 1536) (1494 —1553)
Слайд 14«Великая дидактика»
«В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а
не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»...
«Слух необходимо соединять
со зрением и слово — с деятельностью руки»...
Необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума».
Слайд 15ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Цель воспитания заключалась в подготовке
детей к труду, выполнению основных социальных ролей.
Большое значение имело религиозное воспитание. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры
(потешки, пестушки,
скороговорки, загадки,
сказки, народные игры
и т. д.).
Владимир Мономах
«Поучение Владимира Мономаха своим детям»
«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться.»
«Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра».
«Как отец чадо своё любя, бьёт его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею». «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».
«Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли или знатный…».
«Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего»
Слайд 17 1572 г. издан первый российский учебник «Азбука» Ивана Федорова.
Слайд 18Домострой
Обособлял домашний уют от окружающего мира, рекомендовал жестокие формы обращения с
домочадцами (мужа с женой, отца с детьми). В детях воспитывались любовь к Богу, страх перед ним, беспрекословное подчинение старшим.
Позитивные положения.
В нем давались рекомендации по воспитанию вежливости, по обучению домашним работам и ремеслам.
Слайд 19В 1686 г. открылась Московская
славяно—греко—латинская академия.
Ломоносов Михаил Васильевич (8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская[3][4][5], Россия — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург,Российская империя)
Магницкий,
Леонтий Филиппович
(1669—1739) — русский математик,
педагог. Преподаватель математики
в Школе математических и навигацких
наук в Москве (с 1701 по 1739).
Слайд 21РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В НАЧАЛЕ XVIII—КОНЦЕ XVIII вв.
В начале XVIII в. происходило бурное
развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования – образование.
В 1701 г. в Москве создана школа математических и навигационных наук для низших слоев (Леонтий Магнитский). В 1715 г. в Петербурге создается Морская академия. В 1725 г. учреждается Академия наук с университетом и гимназиями
Слайд 22Иван Иванович Бецкой (1704–1795) –
один из самых просвещенных людей своего
времени.
Образование он получил за границей,
в основном во Франции.
От Екатерины II получил задание преобразовать
существовавшую в России систему образования.
Он был создателем Смольного института.
По примеру Смольного создавались другие учебные заведения. Его главные педагогические идеи следующие.
1. Для успешного воспитания детей следует изолировать их от «развращенного» влияния среды. Для этого следует создавать закрытые учебно—воспитательные учреждения, помещать туда детей с 5–6–летнего возраста и содержать 10–15 лет.
2. Главные задачи воспитания – «воспитание сердца», гигиеническое воспитание, воспитание трудолюбия.
3. Неприятие физического наказания: «Единожды и навсегда ввести закон и строго его утвердить – никогда и ни за что не бить детей».
Слайд 231763 г. в России был открыт
первый воспитательный дом.
В него помещались
дети
от 2 до 14 лет.
Они делились на группы:
от 2 до 7; от 7 до 11;
от 11 до 14 лет.
До 2 лет дети воспитывались у кормилиц.
Дети первой группы воспитывались в играх и трудовых делах: мальчиков учили огородному и садовому делу; девочек – домашним делам и домоводству. С 7 до 11 лет, помимо трудовых дел, вводилось обучение грамоте и счету по одному часу в день. Дети с 11 до 14 лет обучались более серьезному делу.
Слайд 24В 1802 г. в России впервые было создано министерство народного просвещения,
и начала складываться система образования.
В 1804 г. вся Россия была разделена на 6 учебных округов в соответствии с университетами: Московским, Казанским, Петербургским, Харьковским, Виленским, Дерптским. Была создана система предметов, государственных образовательных учреждений:
1) приходские училища (1 год);.
2) уездные училища (2 года);
3) губернские гимназии (4 года);
4) университеты (3 года).
Слайд 25В 1832 г. при Гатчинском
воспитательном доме открыли
небольшую экспериментальную школу
для малолетних детей.
Они находились там целый день – ели, пили, малыши занимались играми, по большей части на воздухе; старших обучали грамоте, письму, счету и пению. Значительное место в распорядке дня отводилось рассказам и беседам. Школа просуществовала недолго, но показала успешность подобных занятий с детьми—дошкольниками.
Слайд 26 Владимир Федорович Одоевский
(1803–1863)
положение о приютах и «Наказ лицам, непосредственно
заведывающим приютом», некоторые методики, регламентирующие деятельность приютов.
Одоевский выделял следующие задачи приютов.
Предоставлять прибежище бедным детям,
оставшимся без надзора во время дневных
работ родителей.
2. Внушать чувство доброй нравственности с
помощью игр.
3. Приучать к порядку и опрятности.
4. Развивать умственные способности.
5. Давать детям элементарные сведения о
навыках ремесла и рукоделия.
6. Время нахождения от 7 до 20 ч.
Слайд 27первые детские сады
Первый детский сад в России был открыт в Санкт-Петербурге
27 сентября 1863 года. Вместе с мужем основала его Аделаида Семеновна
Симонович, большая энтузиастка
и фантазерка. Ее заведение
принимало детей 3-8 лет.
В программе "сада" были
подвижные игры,
конструирование и даже курс
Родиноведения.
Но Симонович этого показалось мало,
и она начала издавать специальный журнал "Детский сад".
Слайд 28 В 1871 г. Е. Н. Водовозова опубликовала книгу
«Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей.
В ней были выделены следующие части:
– умственное и нравственное воспитание дошкольников;
– значение системы Ф. Фребеля, его игр и занятий;
– содержание и методика воспитания детей отдельных возрастных групп
(от 1 до 4; от 4 до 6; от 6 до 8 лет);
– обзор развивающих детских игрушек.
Книга имела приложения: таблицы для организации ручных занятий; песни и ноты.
Е. Н. Водовозова первая в дошкольной педагогике раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания начиная с раннего детства, указывала на тесную связь нравственного воспитания
с умственным: «Поступки ребенка часто верное зеркало
его умственного кругозора». Лучшим методом воспитания
считала пример, а не нотации и назидания. Большое место
в работах Е. Н. Водовозовой отводится трудовому
воспитанию, приучению детей к посильному труду.
Ею разработана методика дошкольного воспитания.
Слайд 29Перед революцией, по примерным данным, в России работали 250 платных детских
садов и около 30 бесплатных.
В 1918 г. при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. В это же время открылись отделения в профессиональных педагогических училищах по подготовке педагогов детских садов. Начал свою работу и дошкольный институт (научно—исследовательский) под руководством Константина Ивановича Корнилова. К. И. Корнилов (1879–1957) был убежденным сторонником общественного воспитания. Ему принадлежат работы: «Общественное воспитание пролетарских детей», «Очерк психологии ребенка дошкольного возраста», «Методика исследования ребенка раннего возраста».
Рост числа детей в ДС
В 1937 г. была сделана первая попытка разработать проект программы в ДУ. В первой части определялись основные виды деятельности (общественно—политическое, трудовое и физическое воспитание, музыкальные и изобразительные занятия, математика, грамота). Во второй части давались рекомендации по основам планирования деятельности через «Организующие моменты».
Слайд 30В 1938 г. были разработаны устав ДУ и программно-методические указания под
названием
«Руководство для воспитателей детских садов».
Оно включало 7 разделов.
1. Физическое воспитание.
2. Игра.
3. Развитие речи.
4. Рисование.
5. Лепка и занятия с другими материалами.
6. Музыкальные занятия.
7. Знакомство с природой и развитие первоначальных математических знаний.
В 1963–1964 гг. разработана и
апробирована первая комплексная
программа «Воспитание в ДС».
В результате совершенствования этой программы была создана программа «Воспитание и обучение в ДС».