«ФРОНТОВОЙ ТРЕУГОЛЬНИК»
создание подарочного письма ветерану Великой Отечественной войны
Краевое государственное образовательное бюджетное учреждение
Лесозаводская (коррекционная ) школа-интернат
Групповой проект
учащихся 8 класса
Руководитель :
Параница Е.В.
воспитатель
2016
Слайд 2
Уже завтра мы будем праздновать День Победы! Только представьте себе прошло уже
71 год, со дня Победы! Много это или мало? С каждым днем, увы, ветеранов становится все меньше. А наша благодарность им? Она тоже уменьшается? Или растет? Новое поколение не знает тех суровых дней и вложить в их память все это должны мы! Мы должны помнить наших прадедушек и прабабушек, которые были лишены своего детства и юности, а многие здоровья и жизни, во имя того, чтобы у нас, у наших детей, у наших внуков и правнуков ... было все: и детство, и счастье, и жизнь…
Слайд 3Тип проекта : социальный , творческий , краткосрочный.
Актуальность : Проблемы патриотического
воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших . Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации жизненного самоопределения и становления личности.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности , обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время .
Цель проекта : Изготовление поздравительных писем (треугольников) ветеранам ко Дню Победы.
Слайд 4
Задачи проекта:
образовательные
Познакомить детей с понятиями фронтовое письмо , полевая
почта, солдатский треугольник.
Расширить знания детей о том как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны.
Формировать у детей такие качества , как долг перед Родиной , любовь к Отечеству .
Развивающие
Развивать творческую активность, фантазию, воображение ; совершенствовать навыки с бумагой , ножницами , клеем .
Научить складывать письма-треугольники.
Развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучения событий Великой Отечественной войны.
Воспитательные
Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ , желание отблагодарить их за подвиги и за победу.
Воспитание личности гражданина – патриота Родины , способного встать на защиту своей страны.
Обоснование
Письма с фронта-документы огромной силы . В пропахших строках чувствуется дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
В письмах с той , теперь уже далёкой войны, солдаты писали о боях, о друзьях с кем вместе приходилось воевать , о ранениях. Закончилась война , эти письма хранили сначала матери и жёны , потом дети , внуки. Они не только память страшной войны , но и предупреждение всем нам : человек не должен воевать , не должен уничтожать всё живое на земле. Надо научиться жить мирно.
Мы считаем , что знакомство детей с фронтовыми письмами , способствует воспитанию уважения к защитниками Отечества , к памяти павших бойцов , формированию чувства гордости о народе- освободителе и представление о том , какой ценой была достигнута Великая Победа.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный - март
2.Основной – март- апрель
3. Заключительный – май
Формы работы :
беседы ;
слушали песни о « фронтовом письме»;
прослушивали записи настоящих фронтовых писем;
Рассматривали картину Лактионова А.И. «Письмо с фронта»; ознакомились с его биографией;
4. искали информацию в интернете;
5. изготовили фронтовые треугольники для ветеранов.
Слайд 7 Этапы работы над проектом
1 этап.
Знакомство с настоящими фронтовыми письмами;
2 этап. Технология изготовления фронтового письма.
3 этап. «Письмо прадеду. Из настоящего в прошлое».
4 этап. Создание подарочного письма ветерану
« Фронтовой треугольник»
Письма – « треугольники»
Очень мало бумаги было в Великую Отечественную войну. Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты, тоже треугольной формы. Это было не только из-за нехватки конвертов, но и из-за того, что военной цензуре было намного легче развернуть "треугольник». И ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».
Как ждали таких треугольников в каждой семье. Они согревали души родственников, знакомых, сообщали о том, что адресат жив.
И как горько было получать красивые белые конверты с адресом, напечатанным на машинке, ведь в этом конверте лежала бумажка, на которой было написано: геройски погиб, пал смертью храбрых или пропал без вести.
Слайд 9И вот что мы узнали, в годы войны помимо писем-треугольников, также
выпускались: секретки, конверты и почтовые открытки. Большинство из них имели текст «Смерть немецким оккупантам», «Воинское», иногда «Письмо с фронта». Рисунки на них были на темы боевых действий и героического труда в тылу. Но, так как бумаги не хватало, фронтовые письма писали на листочках из обычной тетрадки. Ни чернил, ни ручек в окопах не было, поэтому писали чаще всего химическим карандашом.
Солдатам приходилось писать письма на коленках, на пеньке, при свете самодельного светильника или луны, ведь в окопах не было ни стола, ни настольной лампы.
В минуты затишья написанное письмо складывали в «солдатский треугольник», писали адрес назначения, а вместо обратного адреса - номер полевой почты.
Военный почтальон собирал письма и отправлял на попутном транспорте в тыл.
Слайд 10Виды писем в годы Великой Отечественной войны
треугольник
Слайд 14 Во время войны складывать треугольники умели все, даже маленькие
дети, которые, играя, складывали "письмо" из куска газеты и "отправляли" папке на фронт.
Сначала на одной стороне подписывали адрес. Оборотная сторона треугольника оставалась чистой для пометок работниками почты. После этого лист разворачивался, и писалось письмо.
Бумагу во время войны найти было сложно, поэтому письмо писалось мелким почерком, и заполнялись все пригодные места.
У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что весточка с фронта от родного человека приходила после страшного казенного конверта. А семья верила, что их солдат жив - здоров, и долго ждала.
Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях, и в музеях. Из писем мы узнали , о чем думал солдат, когда писал письмо домой. Конечно о семье, товарищах, о войне. Он делился своими радостями и бедами, рассказывал о солдатском житье-бытье, старался успокоить близких и заверить, что вернется с победой.
Слайд 15 Мы выяснили очень интересный факт – это то, что
фронтовому письму посвятили свои произведения поэты, художники , композиторы.
Поэт Андрей Дементьев написал стихотворение
« Письмо отца» , а Евгений Мартынов написал на него музыку .
Людмила Зыкина исполняла песню « Фронтовое письмо» .
Детская вокальная группа « Непоседы» исполняет песню « Фронтовые письма» . А так же современные, молодые авторы пишут очень хорошие, трогательные песни об этом маленьком «треугольнике ».
Слайд 16Александр Иванович Лактионов написал очень трогательную картину «Письмо с фронта»
.Картина "Письмо с фронта" является одной из самых известных картин художника.
Картина была написана уже после окончания войны.
Название картины "Письмо с фронта" говорит само за себя. На картине изображена семья, которая получила очень долгожданную весточку с фронта от родного человека. Для прочтения письма собрались все. И это показывает то, насколько эти люди ждали эту весточку.
Слайд 17 А так же мы узнали , что в Волгоградской области
есть уникальный памятник фронтовому письму . . В поле памятник – бронзовая фигурка девочки с васильком в зажатой ручонке.
« »
Солдатское поле
Слайд 18 У её ног солдатское письмо – треугольник.
На нём выбит текст письма, которое во время войны отправил дочери комиссар полка майор Дмитрий Петраков
Слайд 19Как сложить письмо — треугольник
В те времена складывать такое письмо умели даже
дети. Для треугольника нужен обычный тетрадный листок или прямоугольный лист бумаги. Загибаем лист бумаги справа налево, потом слева направо, формируя фигуру похожую на домик. Теперь нижнюю часть бумаги, что под «крышей» домика вставить как клапан внутрь треугольника.
2 этап
Технология выполнения фронтового письма
Как изготовляли копию письма
Для того, чтобы передать цвет и «старость» письма – треугольника мы использовали разные способы для того, чтобы «состарить» бумагу:
1 способ. Положить лист бумаги в растворимый кофе или крепкий чай.
2 способ. Положить лист в молоко, просушить, а потом прогладить утюгом и лист пожелтеет.
3 способ. Можно попробовать обжечь края бумаги над горящей свечкой, но это рискованно, так как нужно вовремя успеть потушить
Мы решили воспользоваться первым способом.
Слайд 21Любому ветерану будет приятно получить поздравление, сложенное в треугольник.
Как вы
считаете?
Мы написали такое благодарственное письмо, которое использовали в открытке
.
Слайд 22Лист бумаги формата А-4 состарили с помощью чая.
Распечатали поздравление на одной
стороне. .
Слайд 23
На обратной стороне напечатали импровизированную печать и поздравительную надпись.
Слайд 24Далее последовательность складывания письма-треугольника
Делаем звезду
Обвести шаблон на красную бумагу. Можно сразу шаблон распечатывать на красную бумагу.
Вырезать звёздочку.
Отогнуть клапаны, проработать все линии сгиба .
яблони
Для тычинок цветка нарезать 4 узких полоски длиной 3-4 см . Склеить полоски между собой, накладывая их друг на друга по центру «снежинкой» . Концы тычинок макнуть желтой гуашью.
Вырезать из розовой бумаги кружок (1-1,5 см)– сердцевину цветка. Можно его по краям надрезать «бахромой»
В центр цветка приклеить тычинки , затем розовую сердцевину. Тычинки поднять вверх.
Изготавливаем листок
Квадрат зелёной бумаги (размером 4х4 см) сложить вдвое
Нарисовать половинку листика и вырезать по контуру
Для того чтобы листок приобрёл объём, необходимо надрезать его у основания и склеить половинки, наложив одну на другую
Слайд 29Георгиевскую ленту использовали готовую .
Собираем открытку
Прикрепляем сначала георгиевскую ленту ;
Приклеиваем звёздочку на клапаны;
Располагаем цветочки и листок рядом, приклеиваем их – сначала листик, затем цветы.
Слайд 32С той поры прошло много лет. Но по-прежнему острые солдатские
Треугольники, как
осколки снарядов , напоминают нам о войне.
В честь 71-годовщины Победы мы с ребятами решили поздравить ветеранов с праздником Великой Победы фронтовым треугольником, сложенным по всем правилам.
Слайд 33Вывод : в ходе исследования мы узнали много интересного
о военных
реликвиях – фронтовых письмах . Это письма фронтовиков домой , в трудовые коллективы , землякам.
Наша гипотеза подтвердилась . Во время Великой Отечественной войны письма с фронта в виде треугольников, сложенных из тетрадного листа , потому что в то время не хватало бумаги, конверты практически не выпускались. «Треугольники» складывались особым образом , заменяя конверт.
Письма были прочной связующей нитью между родными людьми, помогали выжить, вселяли надежду на скорую победу.
В ходе работы над проектом были расширены и систематизированы знания детей о Великой Отечественной войне: полевая почта, фронтовые письма;
узнали, какие виды фронтовых писем существовали в годы Великой Отечественной войны.
- открыли свои способы в технологии изготовления «старой бумаги» для копии фронтовых писем ;
- закреплен навык складывания фронтового письма;
- сформировано уважительное отношение к участникам войны.
Слайд 34Живут на земле ветераны войны,
Солдатскому братству как прежде верны.
У них на
груди ордена,
У них на висках седина.
Живут среди нас ветераны войны
Под небом просторным, среди тишины.
И только ночами порой не до сна –
Ночами врывается в сердце война.
Живут среди нас ветераны войны,
О подвиге их забывать не должны,
Дети и взрослые нашей страны.
Слайд 36Литература:
Митяев А. В. «Треугольное письмо». – М., 1985.
Письма с
фронта. 1941-1945, Краснодарское книжное издательство, 1983.
Последние письма с фронта. Том 1, 2. М., Воениздат, 1991.
.http://www.kadashnikov.ru/publ/12
.http://www.proshkolu.ru/club/vov1941-45/list/1-11112-6867