Слайд 1Стресс на рабочем месте:
коллективный вызов
Слайд 2В 2016 году темой Всемирного дня охраны труда стал стресс на
рабочем месте.
Международная организация здоровья причисляет стресс к главным болезням XXI века. По статистике каждый третий работник испытывает сильный стресс хотя бы раз в неделю, 13 процентов – ежедневно. Более 90 процентов сотрудников признаются, что их психологическое состояние определяют результаты работы.
Эта проблема есть во всех странах. В США 20 процентов кадровых потерь связаны с профессиональными неврозами и стрессами. В Канаде 33 процента работников сказали, что брали отгул, потому что чувствовали себя вымотанными. Кроме того, стресс нередко становится причиной несчастных случаев. На мероприятиях к Всемирному дню охраны труда будут решать, как бороться с этой проблемой.
Слайд 3Стресс на работе является важнейшим фактором, влияющим на высокий уровень заболеваемости,
прежде всего, сердечно-сосудистыми и нервно-психическими, приводящими к стойкой и длительной утрате трудоспособности.
Слайд 4Стресс - это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в
трудных жизненных ситуациях. На рисунке отражено влияние интенсивности стресса на индивидуальную деятельность, выделено две зоны
Слайд 5В зоне конструктивного стресса рост его интенсивности приводит к совершенствованию индивидуального
уровня исполнения, в деструктивной зоне рост интенсивности приводит к обратному эффекту.
Вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельность.
Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Для того чтобы преодолеть стресс, необходимо выявить его причины. Использование схемы, отражающей основные причины рабочего стресса (рис.), способствует этому.
Слайд 6Выделяют восемь групп причин стресса.
Первая группа - личностные причины.
К стрессу могут
привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе.
Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо.
К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.
Слайд 7К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей
или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и т. п. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.
Слайд 8Третья группа причин - организационные. К ней можно отнести: неадекватные стиль
и методы управления, низкий уровень координации совместной деятельности, неопределенность в области целеполагания, несоответствие других работников требованиям деятельности, сокрытие необходимой и достаточной информации, отсутствие в организации «корпоративного духа». Стресс возникает в связи с отсутствием обратной связи, особенно если подчиненный не знает, как руководитель оценивает результаты его деятельности. Высокая конкуренция внутри организации и достижение работником предела карьеры - дополнительные источники стресса.
Слайд 9Так называемая «социальная» группа причин включает неблагоприятные физические факторы рабочей среды
(шум, освещенность, температура и т. п.). Для жителей городов большое значение имеет транспортная усталость, жилищные проблемы, высокий уровень преступности и т. п.
Группа причин стресса, связанных с культурой:
- расовые, религиозные, сексуальные предрассудки и дискриминация;
- жесткие ожидания определенного типа поведения от людей, согласно их статусу или положению в обществе, ущемляющие их достоинство и т. п.
Слайд 10В шестую группу входят национальные причины. Стрессовыми факторами в современной России
являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и т.п.
Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.
Слайд 11Причины стресса, свойственные для человека как вида, относят к группе глобальных.
Традиционно выделяются четыре глобальные проблемы, которые имеют различную значимость для различных возрастных групп.. К глобальным причинам относятся болезненное восприятие процесса старения, сравнительная незначимость человека в мире, осознание необратимости смерти.
Слайд 12Работники, силы которых на исходе, склонны к постоянным жалобам, связывают свои
ошибки с действиями других людей, раздражительны. Отчуждение, которое они испытывают, побуждает их задуматься об уходе с работы, к поиску возможностей получения новой профессии.
Помимо увеличения текучести кадров истощение сил приводит к повышению показателей невыходов на работу и снижению производительности труда.
Слайд 13В Японии эквивалентный истощению сил термин звучит как «кароши», или «внезапная
смерть» на работе. Считается, что ее причина - перегрузки в процессе труда, кульминацией которых становится сердечный приступ или паралич. Когда-то «кароши» были предметом гордости подобно харакири у самураев, но приблизительно 10000 смертей в год потребовали применения профилактических мер. Японские корпорации все чаще заставляют работников уходить в заслуженные отпуска, пропагандируют диетическое питание, занятия физкультурой и управление уровнем стрессов.
Слайд 14Организациям следует выявлять как ведущие к раннему истощению сил виды работ,
так и сотрудников, у которых проявляются симптомы этого состояния. В каких-то случаях имеется возможность изменить характер требующих высоких затрат энергии работ (снизить частоту или интенсивность межличностных контактов), в других - фирма может помочь сотрудникам научиться справляться со стрессовыми ситуациями в процессе труда.
Слайд 15Другой неприятный результат стресса - моральные травмы, источник которых - непосредственная угроза
безопасности работников (природное бедствие, кризис организации, оскорбление со стороны менеджера или потеря работы). Работникам расположенных в океане нефтяных платформ, подвергшимся воздействию урагана, иностранным рабочим, которых похитили террористы, членам бригады электриков, которым пришлось быть свидетелями поражения электрическим током своего сослуживца, - всем им нанесены моральные травмы. Широкое распространение получили три вида моральных травм - на рабочих местах, болезни сотрудников, переживших волну сокращений, и посттравматические расстройства в результате насилия на рабочих местах.
Слайд 16Индивидуальное негативное воздействие нередко усиливается отсутствием предупреждения (когда увольнение происходит после
того, как менеджмент выступил с заявлением о том, что «больше не будет никаких сокращений») и отсутствием защищенности, ощущаемым даже высококвалифицированными профессионалами (безопасность работы быстро потеряла свое значение для многих работников, не только для отдельных сотрудников).
Как правило, причиной моральных травм на рабочем месте является внезапная потеря работы и ее потенциально разрушительное воздействие на самооценку работника. Это явление получило широкое распространение в 1990-е гг. вследствие волны сокращений персонала компаний, под которые попали более 9 млн. И большинство из них испытали, по меньшей мере, кратковременный «удар» по самооценке.
Слайд 17Но стресс пережили не только потерявшие работу в ходе массовых сокращений
сотрудники, но и те, кто остался на своих местах. Некоторые из них перенесли болезнь сотрудников, переживших волну сокращений, характеризующуюся ощущением неопределенности, раздражения, вины и недоверия.
Они одновременно испытывали чувство радости оттого, что у них есть работа, и вины перед своими уволенными сослуживцами. Вместе с тем выполняемый ими объем работ существенно увеличился, поскольку они обязаны выполнять задачи бывших коллег. А как быть с мыслями: «Не буду ли я следующим?»
Слайд 18Другой источник моральных травм (и результат стресса) - присутствие в момент
насилия на рабочем месте. Часто находящийся в состоянии стресса сотрудник предпринимает действия, наносящие вред физическому здоровью сослуживцев, руководителей или причиняющие ущерб имуществу компании.
Слайд 19Проблемы стресса на работе затрагивают практически всех работников, включая руководителей самого
высокого ранга.
При этом можно выделить несколько «групп повышенного риска».
Слайд 20Первой являются руководители, на которых лежит наибольшая ответственность.
Персонал среднего звена (менеджеры)
пребывают в состоянии постоянного стресса, так как им приходится постоянно вступать во взаимоотношения с персоналом и клиентами и принимать решения. К персоналу среднего звена руководство предъявляет высокие требования и часто имеет к ним серьезные претензии.
Слайд 21Причины стресса у работников нижнего звена вызваны тем, что на них
ложится основная «черновая» нагрузка, и на них зачастую списываются все огрехи. У них мало прав, но много обязанностей. К тому же перспектив профессионального и карьерного роста, как правило, почти нет.
Для занятых в тяжелых и вредных условиях малоквалифицированных работников основными стрессогенными факторами являются воспринимаемая вредность условий труда, его тяжесть и монотонность.
Слайд 22Впервые этот синдром был выявлен у врачей, но впоследствии был диагностирован
и у работников многих других, так называемых коммуникативных профессий. То есть тех, кто по роду служебных обязанностей вынужден много и интенсивно общаться с различными людьми.
Одной из наиболее нерешенных проблем современности специалисты считают высокую вероятность формирования у работников синдрома профессионального выгорания, как следствия противоречия между величиной физических, нравственных и эмоциональных затрат, необходимых в его профессии ежедневно, и степенью удовлетворенности своим трудом и его оценкой обществом.
Слайд 23Методы борьбы со стрессом на работе
Что мы можем делать сами, если
не поленимся и захотим снизить уровень стресса на работе?
Слайд 24Обязательно делать перерывы и уходить с рабочего места на 5-10 минут.
Во-первых, смена обстановки влияет очень положительно. В-вторых, используйте рационально это время, например, подышите свежим воздухом или перекусите здоровыми продуктами, богатыми антиоксидантами, витаминами и минералами (орехи, фрукты, овощи, бутерброд из зернового хлеба с сыром, но не газировка, печенье или сладкая выпечка). Можно выпить чашку свежезаваренного черного или зеленого чая. Правильное дробное питание – хороший помощник в коррекции веса, а антиоксиданты защищают от стресса на работе и вне нее.
Слайд 25Никогда не пропускайте обеденный перерыв и, по возможности, не обедайте на
своем рабочем месте. Причина та же: в борьбе против стресса на работе обязательно нужно переключение внимания, смена обстановки. Используйте это время для более длительной прогулки. Вам крупно повезло, если рядом с работой есть парк или хотя бы небольшой сквер, общение с природой расслабляет и успокаивает. Хорошее терапевтическое воздействие имеет добродушная беседа на отвлеченные темы с коллегами во время перерывов (не увлекайтесь, начальство не любит длительные неоправданные работой отлучки!).
Слайд 26Если совсем невозможно отойти от рабочего места, найдите пару минут для
простейших физических упражнений. Снизить стресс на работе и снять напряжение поможет массаж обеих мочек ушей в течение одной минуты. Еще можно энергично потереть уши предварительно разогретыми ладонями, это упражнение хорошо бодрит.
Выполните пару упражнений сосудистой гимнастики: положите руки на затылок и головой надавливайте на руки, а руками давите на голову, сделайте в течение нескольких секунд и затем расслабьтесь. Аналогичное упражнение: прижмите кулаки ко лбу и надавливайте на него с ответным сопротивлением головы. Такие упражнения на чередование напряжения и расслабления хорошо действуют на сосуды головы и шеи, расслабляют и успокаивают.
Слайд 27Физическая нагрузка действительно помогает в борьбе со стрессом на работе и
ее начинают внедрять в корпоративную культуру. Если есть такая возможность, сделайте вместе с коллегами или в одиночку несколько приседаний, поворотов, наклонов, махов руками и ногами.
Слайд 28Обратите внимание на организацию рабочего места и организацию своего рабочего дня.
На столе должно все находиться на определенных местах, удобно для использования (когда мы что-то срочно ищем, немало нервов тратим!). Чтобы предотвратить стресс на работе, заранее продумывайте план следующего рабочего дня: важные дела должны быть сделаны в первую очередь, как бы не хотелось их отсрочить.
Слайд 29Противостоять стрессу на работе помогут положительные эмоции. Организуйте на своем месте,
если это допустимо в ваших условиях, оазис хорошего настроения: любимые фото или картинки, цветок в красивом горшочке, красивая статуэтка и т.д. в соответствии с вашим вкусом. Посматривайте туда время от времени, напоминая себе, что работа – это не сама жизнь и не самая важная ее составляющая, есть вы, ваша семья, родные, друзья - это действительно важно!