Слайд 1Общая и экспериментальная психология
СПОСОБНОСТИ
Выполнили студентки 2 курса НГПИ им. Минина, факультета
«Педагогика и психология», отделения «Начальное образование» Хазова Татьяна, Рогожина Татьяна, Пчелякова Анна
Преподаватель Минаева Е.В.
Нижний Новгород
2014 год
Слайд 2 СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение
способностей.
2. Формирование способностей.
Развитие природных задатков.
3. Характеристика способностей.
4. Структура способностей.
5. Способности и типология людей.
6. Уровни развития творческих способностей.
Слайд 3Способности – такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения
знаний, умений и навыков (ЗУН), но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Слайд 4способности знаниям
способности
умениям
способности навыкам
Способности не тождественны ЗУН, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике.
Способность динамика приобретения ЗУН
Слайд 5Формирование способностей. Развитие природных задатков.
Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков.
Задатки
– врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.
Слайд 6ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ
Качественная
Количественная
Характеристика способностей
Слайд 7Качественная характеристика способностей
Сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, набор
«переменных величин», позволяющий идти к цели разными путями.
Позволяет ответить на вопрос в какой сфере трудовой деятельности человеку легче «найти себя», обнаружить большие успехи и достижения.
В основе одинаковых достижений в какой-либо деятельности могут лежать сочетания различных способностей. Это возможность компенсации одних свойств другими. (Компенсаторные возможности способностей человека выявляются, например, специальным воспитанием людей, лишенных зрения и слуха.)
Слайд 8Количественная характеристика способностей
Количественная характеристика способностей
Способ ее измерения в ряде стран –
тесты умственной одаренности (США, Англия).
В отечественной психологии – это выявление динамики успехов человека в процессе обучения.
СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
Деятельность, которой овладевает человек (спортивная, учебная, трудовая и т.д.) не может обеспечить одно отдельно взятое психическое свойство.
Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.
Структура способностей
Ведущие
Вспомогательные качества
Слайд 10Педагогические способности
Педагогический такт
Наблюдательность
Любовь к детям
Требовательность к детям
Потребность в передаче знаний
Комплекс организаторских
способностей
Ведущие качества
Вспомогательные
качества
Артистичность
Ораторские данные и др.
Слайд 11Способности
общие
специальные
Отвечают требованиям многих видов деятельности. Ярко выраженные общие качества позволяют говорить о наличии у человека общих способностей к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.
Отвечают узкому кругу требований конкретного специфического вида деятельности (музыкального, математического, лингвистического, спортивного и т.д.)
Слайд 12Способности и типология людей
3 типа людей (по И.П.Павлову)
в зависимости от относительного
преобладания первой или второй сигнальных систем в психической деятельности человека
Художественный тип Преобладание синалов 1-й сигнальной системы. Яркость образов, эмоциональность, впечатлительность.
Мыслительный тип Сигнализация образов посредством слова – сигнала сигналов. Преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования.
Средний тип Равное представительство обоих сигнальных систем.
Отнесение человека к художественному типу не предполагает слабость интеллектуальной деятельности. Это относительное преобладание образных компонентов психики над мыслительными.
Слайд 13Уровни развития творческих способностей
Одаренность
Уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей,
в которых человек может достичь больших успехов
Талант
Гениальность
Слайд 14 Талант - это высокий уровень развития специальных
способностей.
Талант характеризуется возможностью к достижениям высокого порядка, но остающимися в рамках достигнутого человечеством.
Талантливый человек с легкостью осваивает соответствующий вид деятельности, вносит в его исполнение виртуозность, изящество, достигает качественного исполнения.
Слайд 15Так же, как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения
высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Развитие таланта зависит от общественно-исторических, социальных условий существования человека, потребностей эпохи.
Слайд 16Талант – это совокупность способностей
Отдельно
взятая таланту
изолированная способность
Труд
Комплекс ЗУН
опыт
Талант (совокупность способностей)
Вдохновение (момент особого подъема сил)
Мастерство (возможность, ставшая действительностью
Слайд 17Гениальность – высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так
и специальных.
О гениальности можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые имеют выдающееся значение для жизни общества.
Гением также называют человека, который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, существенно влияющую на других людей в течении многих лет.
Слайд 18Использованная литература:
1. Петровский А.В. Общая психология, 1986г.
2. Немов Р.С. Психология, 1997
г.
3. Першина Л.А. Общая психология, 2004 г.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, 2008 г.
5. Климов Е.А. Основы психологии, 2003г.
Слайд 19 Тест «СПОСОБНОСТИ»
1. Способности – это…
а)
талант
б) задатки
в) гениальность
г) знания, умения, навыки
д) индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие условную деятельность
2. Способности формируются на основе…
а) природных задатков
б) взаимоотношений с окружающими
в) зависят от характера и темперамента
г) они передаются по наследству в процессе формирования навыков и умений вне зависимости от природных задатков
Слайд 203. Из различных взглядов на природу и развитие способностей выбрать правильный
а)
способными и одаренными рождаются
б) все люди рождаются одинаковыми и у каждого можно развить талант
в) духовное развитие человека имеет особые внутренние источники, которые являются первоначально-стихийными
г) способности формируются и развиваются в специальной деятельности, удовлетворяющей интересы, склонности, потребности человека
д) способности наследуются
4. Определите вид способностей, которые определяют успех человека в разнообразных видах деятельности
а) общие
б) специальные
в) творческие
г) коммуникативные
д) организаторские
Слайд 215. Определите вид способностей, которые связаны с созданием предмета материальной и
духовной культуры, новыми идеями и изобретениями
а) общие
б) специальные
в) творческие
г) коммуникативные
д) организаторские
6. Высший уровень развития способностей, обеспечивающий потребность в творчестве и высокопродуктивной деятельности
а) способности
б) одаренность
в) талант
г) задатки
д) гениальность
Слайд 227. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, позволяющие успешно овладеть той или
иной деятельностью
а) способности
б) одаренность
в) талант
г) задатки
д) гениальность
8. Врожденные качества, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности
а) талант
б) задатки
в) гениальность
г) способности
д) одаренность
Слайд 239. Высший и неповторимый уровень развития способностей
а) талант
б) задатки
в) одаренность
г) гениальность
д)
познавательные способности
10. Мастерство состоит из:
а) вдохновения
б) вдохновение + труд, комплекс ЗУН, опыт
в) талант + вдохновение
г) талант + труд, комплекс ЗУН, опыт + вдохновение