Презентация, доклад по математике на тему Старинные русские меры длины. ( Преобразования чисел полученных при измерении величин) проведенного в 7 классе ( школа 8 вида).

Содержание

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным. Б. Паскаль

Слайд 1 Старинные русские меры длины. ( Преобразования чисел полученных при измерении

величин)


Учитель Белова С.Б.

Старинные русские меры длины.  ( Преобразования чисел полученных при измерении величин) Учитель Белова С.Б.

Слайд 2Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать
его

немного занимательным.

Б. Паскаль
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным. Б. Паскаль

Слайд 3Людям издавна приходилось измерять расстояния,
определять площадь земельных участков,
использовать точные

размеры при строительстве, и т. п.
Как измеряли раньше?
Какими пользовались единицами?
Об этом наш урок.
Людям издавна приходилось измерять расстояния, определять площадь земельных участков, использовать точные размеры при строительстве, и т. п.Как

Слайд 4Старинные русские
меры длины

Вершок
Пядь
Локоть
Аршин
Сажень
Верста
Итог урока
Старинные русские меры длины

Слайд 5
Одной из самых мелких мер

на Руси был вершок.
Название произошло от слов верх перста.
Размер ширины двух пальцев: указательного и среднего.



1 Вершок = 4,5 см

Вершок

Одной из самых мелких мер на Руси был вершок.

Слайд 6Задачи:
1. Определите «рост» человека, о котором говорят «от горшка
два вершка,

а уже указчик» (высоту горшка считать 25см).
Решение:
1 вершок = 4,5 см
2вершка = 4,5см*2 =
= 9 см
25 см+9см =
=33см
Ответ: высота «человечка» 33см .


2. «Да еще рожу конька
Ростом только 3 вершка,
На спине с двумя горбами
Да аршинными ушами».
Решение:
1 вершок = 4,5 см
4,5см*3=
= 13,5 см
Ответ: высота «конька» 13,5см







Задачи:1. Определите «рост» человека, о котором говорят «от горшка два вершка, а уже указчик» (высоту горшка считать

Слайд 7







У наших предков слово «пядь» означало кисть руки.
Точнее расстояние между концами

большого и указательного пальцев в вытянутом виде.

Пядь=19 см

Пядь

У наших предков слово «пядь» означало кисть руки.Точнее расстояние между концами большого и указательного пальцев в вытянутом

Слайд 8Задачи:
3. Для того чтобы сделать кормушку, взяли дощечку прямоугольной формы.
Длина дощечки

3 пяди, а ширина 2 пяди.
Узнайте периметр кормушки. а
Выразите в метрах и сантиметрах.

Решение:
Пядь- 19 см в
а = 19см*3
а = 57 см в
в =19см*2
в = 38 см
Р= ( 57 см+38 см) *2=
Р = 190 см=1,90м
Ответ: Р= 1,90 м


А если бы кормушку делал ты, какой величины были бы размеры пяди?
Твоя кормушка была бы больше или меньше?











Задачи:3. Для того чтобы сделать кормушку, взяли дощечку прямоугольной формы.Длина дощечки 3 пяди, а ширина 2 пяди.

Слайд 9 С развитием торговли появилась еще одна мера длины локоть.
Это

расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки.
Локоть -широко применялся как наиболее удобная мера. Локтем было удобно отмерять сукно, холст.


Локоть - 44 см

Локоть

С развитием торговли появилась еще одна мера длины локоть. Это расстояние от локтевого сгиба до конца

Слайд 10Отмерьте три локтя пряжи. Сравните получившиеся отрезки. Какой

вывод можно сделать?




Размер локтя так же зависит
от роста и возраста человека.
Он не точен.

Отмерьте три локтя пряжи.     Сравните получившиеся отрезки.  Какой вывод можно сделать?

Слайд 11С появлением купцов из Персии, торговавшими шелками, в употребление вошел аршин.

Эта мера примерно такая же как и локоть.
Аршин – это длина руки от плеча до конца среднего пальца.
В аршине 72 см.

Аршин

С появлением купцов из Персии, торговавшими шелками, в употребление вошел аршин.

Слайд 12В разных губерниях России были свои единицы измерения длины,
поэтому купцы,

продавая свой товар, как правило, мерили его
своим аршином, обманывая при этом покупателей.
Чтобы исключить путаницу, был введен
казенный аршин, т.е. эталон аршина,
представляющий собой деревянную линейку,
на концах которой клепались металлические наконечники с
государственным клеймом.

В разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили

Слайд 13Задачи:


4. Купили 112 аршинов ткани.
Сколько

это метров ткани?

Решение:
1 аршин = 72 см = 0, 72 м
112 аршина * 72см =
= 80,64 м.
Ответ: Купили 80,64 метра ткани.




Задачи: 4. Купили 112 аршинов ткани.   Сколько это метров ткани?   Решение:

Слайд 14 Исследовательская работа







Среднее значение: ( 15см+19см+17см):3=17см

Исследовательская работаСреднее значение: ( 15см+19см+17см):3=17см

Слайд 15
Можете ли вы сказать про пядь, аршин и локоть, что это

точные меры длины? Почему?
Они были неточными. В каждом отдельной семье( общине) данные величины могли отличаться.
Так почему отказались от этих мер длины?
Неточность мешала торговле, строительству.

Можете ли вы сказать про пядь, аршин и локоть, что это точные меры длины?

Слайд 16Наиболее крупная единица длины,
которой можно было измерять с


помощью частей тела, была сажень.
Эта мера применялась при:
измерении расстояний,
в строительстве, при пахоте земли.









Почти 1000 лет назад в летописях
упоминается о сажени.

Сажень

Наиболее крупная единица длины, которой можно было измерять с     помощью частей тела, была

Слайд 17
Выделяли:
Простую сажень – это расстояние между концами больших пальцев распростертых

рук (152см).
Маховую сажень – это расстояние между концами пальцев распростертых рук ( 176 см).
Косую сажень расстояние от каблука левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки ( 216 см).


Выделяли:Простую сажень – это расстояние между концами больших пальцев распростертых рук (152см).Маховую сажень – это расстояние

Слайд 18
Существовали саженные мерные веревки и деревянные «складени», имевшие применение

при измерении расстояний и в строительстве.
Существовали саженные мерные веревки и деревянные «складени», имевшие применение при измерении расстояний и в строительстве.

Слайд 19Отмерьте косую сажень у двух учеников. Сравните получившиеся отрезки. Какой вывод

можно сделать?

Сажени также
приблизительны, неточны.

Отмерьте косую сажень у двух учеников.  Сравните получившиеся отрезки.  Какой вывод можно сделать? Сажени также

Слайд 20


При появлении городов на Руси появилась и более крупная единица длины верста.
Верста от слова «вертеть» первоначально
от одного поворота плуга до другого
во время пахоты.
Исходное значение – «расстояние от одного поворота
плуга до другого во время пахоты» .


Верста = 1 км 70 м

Верста

При появлении

Слайд 21 Верста Коломенская.

В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более.
С той поры о очень высоком человеке стали приговаривать – Верста Коломенская.
Верста Коломенская.

Слайд 22 При Петре I была введена верста длиной в 500 саженей.


На таком расстоянии друг от друга
вдоль наиболее важных дорог
ставили столбы, окрашенные
в два цвета.
Отсюда название
«столбовая дорога».



В начале XIX в. на «черно – белых»
полосатых столбах появились цифры,
которые показывали расстояние в верстах.
(у Пушкина: «Только версты полосаты
попадаются одни »).
При Петре I была введена верста длиной в 500 саженей.  На таком расстоянии друг от

Слайд 23

Задачи:

5. Братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу; знать, столица та была вёрст 15 от села.
На каком расстоянии была столица от села? Вырази в километрах.
1км 70 м * 15 вёрст = 1, 07км * 15 вёрст =
= 16, 05 км
Ответ: 16, 05 км от села до столицы.


6. Каково расстояние между Москвой и Петербургом, если поезд проходит его за 15 ч. со скоростью 40 вёрст в час?
s = v * t
40 верст/ч * 15 ч =
= 600 верст
Ответ: s= 600 верст
( По историческим данным 604 версты от Москвы до Петербурга.)





Слайд 24


Применение самых разнообразных мер длины
затрудняло развитие науки, торговли между
странами. Поэтому назрела необходимость
введения единой системы мер.


Метрическая система мер была
разработана во Франции в 18 в.,
в России допущена в 19 в. законом разработанным Д.И.Менделеевым.



Основная единица длины- 1  метр
( от греческого слова " метрон"- мера).
Метр равен 1/40000000 части земного меридиана.
Эталон метра хранится в Международном бюро
мер и весов во Франции.
Правда, все боялись, что этот эталон потеряется,
и на всякий случай сделали 31 копию метра
и раздали их разным странам.
России достались две копии: N 11 и №28.


Слайд 25

В Санкт-Петербурге,
в старейшем научном учреждении России
Институте метрологии им. Д.И.Менделеева, находится единственный в стране -
Метрологический музей.

Здесь собраны уникальные
старинные образцовые меры,
весы и другие измерительные
приборы,
рассказывающие
об истории измерений
в России и других странах.

В Санкт-Петербурге,

Слайд 26


Значительная часть экспонатов музея связана с метрологической деятельностью всемирно известного русского ученого - Д.И.Менделеева, который с 1892 г. и до конца своей жизни возглавлял первое научное метрологическое учреждение России - Главную палату мер и весов (ныне ВНИИМ им. Д.И. Менделеева). Особое место в собрании занимают первые эталоны России (1835 г.) и эталоны, созданные к началу 20 века в Главной палате под руководством Д.И.Менделеева.

Слайд 27 В сентябре 1918 года специальным декретом была введена международная

метрическая система. Осуществлялся этот декрет постепенно. Наряду с новой системой пользовались и старыми мерами, то есть писали старую русскую меру и одновременно указывали ее отношение к метрической, или вместе с новой мерой обозначали старую. Метрическая система в СССР вступила в силу с 1 января 1927 г.
Для объяснения связи новых мер длин со старыми в 1923 году поэтом Маяковским были написаны стихи «Тексты для конфетных оберток», которые были напечатаны на этикетках конфет – карамель «Новые меры».

В сентябре 1918 года специальным декретом была введена международная метрическая система. Осуществлялся этот декрет постепенно.

Слайд 28

(Карамель “Новые меры”)

Нынче знает каждый - как не знать?! —
Заграница стала нас усердно признавать.
Завтра или нынче, поздно или рано
всюду наш товар пойдет по чужедальним странам.
Чтобы нас никто в торговле не обмерил,
Приучаться надо к заграничной мере.
Эй, товарищи, пора вам
мерить метром,
вешать граммом.
Чтобы вы о новых мерах представление имели,
предлагаем закупать немедля эти карамели.
Клич несись по Эс Эс Эр:
- Новой мерой землю мерь!
Распростись со старыми,
землю мерь гектарами.
Примиритесь вы и с тем,
что конец пришел версте.
Сам узнаешь очень просто
километром мерить версты.
Чтоб о новых мерах
все понятие имели, —
раскупайте эти карамели.

(Карамель “Новые меры”)Нынче знает каждый -

Слайд 29

Миля – путевая мера для измерения
больших расстояний.
Название происходит от латинского
слова «милия», то есть тысяча шагов.
1 миля равна 7 верст или 7,468км.
Также существовала и существует Морская миля —
единица измерения расстояния,
применяемая в мореплавании и авиации.

Миля

Миля –

Слайд 30Дюйм - палец (от голландского - большой ).
Он равен длине фаланги

большого пальца
или длине трех сухих зерен ячменя ,
взятых из средней части колоса.
1 дюйм =2,54 см.

Дюйм

Дюйм - палец (от голландского - большой ).Он равен длине фаланги большого пальца или длине трех сухих

Слайд 31В настоящее время дюйм используется для измерения







внутреннего диаметра труб











автомобильных шин









толщины досок











диагоналей мониторов

В настоящее время дюйм используется  для измерения        внутреннего диаметра

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть