Слайд 2
Применение элементов нетрадиционных технологий в логопедической работе с воспитанниками с
нарушением интеллекта
Из опыта работы учителя-логопеда
Асбестовской СКОШИ
Борисовой Татьяны
Григорьевны
Слайд 3Одним из основных условий достижения положительных результатов в работе и обеспечении
полноценного образовательного процесса, считаю, создание и развитие кабинета логопедии, на базе которого проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции устной и письменной речи, коррекции звукопроизношения, занятия по формированию речи
Кабинет работает в первую и вторую половину дня, обеспечивая потребность учащихся в коррекционно-восстанови-
тельной помощи.
Слайд 4 Зоны кабинета:
Зона для индивидуальных
занятий и зона отдыха
Слайд 5 Современная мебель создает уют и комфорт.
Зона для подгрупповых занятий
Слайд 6
Педагогическая технология - это описание процесса достижения
планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
В учебно-методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н.М.,Шеховцова Т.С., представлено определение педагогической (образовательной) технологии
как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Слайд 7 Особенности логопедической работы
Процесс логопедической работы должен
быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Логопедичекая работа должна проводиться над речевой системой в целом.
Важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин и др )
Максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности.
Дифференцированный подход.
Слайд 8Содержание л.работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения
родного языка.
Тщательное закрепление правильных речевых навыков.
Повторение с включением новизны.
Частая смена видов деятельности, тщательная дозировка заданий и речевого материала,учитывая склонность к охранительному торможению.
Л. работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормальными детьми.
Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя, медицинского персонала и родителей, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевой патологии .
Слайд 9
В своей логопедической работе применяю много различных образовательных
технологий – игровые, технологии дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии и др. Но наряду с общепринятыми технологиями вполне обоснованно я применяю в своей логопедической практике элементы нетрадиционных технологий: литотерапии, пескотерапии, крупотерапии, су – джок терапии ,имаготерапии, ароматерапии,музыкотерапии. Это оптимизирует процесс коррекции речи, мотивирует воспитанников к занятиям,
способствует их оздоровлению.
Слайд 10
Литотерапия- терапевтическое воздействие камней на организм человека.
Подгрупповое занятие по дисграфии
с воспитанниками 5а класса. Совмещенный массаж ладонных поверхностей каменными шариками (змеевик,хрусталь) и шипованными разноцветными шарами. Развитие мелкой моторики рук.
Слайд 11 Массаж ладоней каменными шарами на индивидуальных занятиях по коррекции
звукопроизношения и формированию речи с рифмовками
Воспитанники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Слайд 12Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения Массаж пальцев( японская методика пальцевого массажа)
с дополнительным массажем четками или бусами из натурального камня, грецкими орехами, шестигранными карандашами.
Слайд 13
Работа с песком (как элемент песочной) терапии снимает мышечную напряженность,
развивают активность, повышает МОТИВАЦИЮ; помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяет развивать фонематический слух и восприятие, способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений, а также помогает в изучении букв, освоении навыков чтения, письма
Индивидуальное занятие с воспитанником с тяжелым нарушением речи и интеллекта
Слайд 14Занятие по формированию первичных произносительных умений и навыков.
Этап
дифференциации звуков «с» «ш»
Слайд 15
Крупотерапия. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию
мелкой моторики, пространственной ориентации. Рисовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины.
Индивидуальные занятия с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Слайд 16При рисовании и письме на подносе или в коробочке с манной
крупой можно использовать тонкие палочки, можно рисовать узоры,находить и прятать буквы.
Слайд 17
Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны в массаже.
Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Раскладывание бобов в ячейки конфетной коробки- повторение букв,развитие фонематических процессов. Развитие психических функций: спрячь бобики, а потом найди!»
Элементы куклотерапии. В занятие вводится знакомый герой из мультфильма или сказки. Именно с куклой ребенок раскрепощается и охотно делится своими успехами, выполняя задания и упражнения.
Слайд 19Наряду с куклами очень эффективно применяются маски.
Слайд 20
Элементы музыкотерапии. Музыка изменяет душевное и физическое состояние человека. Под музыку
я провожу массаж пальцев детям. («Лунная соната» Бетховена музыка Франсиса Гойи, «Времена года» Чайковского, фонограммы пения птиц), физкультминутки, игры;
развитие общей моторики.
Слайд 21Элементы ароматерапии
Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и
настроением человека.
На своих занятиях (особенно во вторую половину дня) я использую ароматы лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса. Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность. Эфирное масло чабреца – успокаивает. Вдыхание ароматов применяю в сочетании с музыкой проигрыванием интерактивных
логопедических игр.(информационно-
обучающие технологии)
Слайд 22Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопедов стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы
с детьми, имеющими нарушения речи и интеллекта. Нетрадиционные
методы логопедического
воздействия я не провожу в виде самостоятельных занятий. Они вводятся в структуру индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий, что значительно оптимизирует процесс коррекции речи, укрепляет здоровье детей, развивает их психические функции.