Презентация, доклад по логопедии :Технологии запуска речи у неговорящих детей (1 часть)

Содержание

В основу коррекционной программы положен принцип комплексного подхода, предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к безречевым детям. Суть программы состоит в том, что она предполагает поэтапно развивать сохранный потенциал (ресурсы) безречевого ребенка, с опорой на комплексную

Слайд 1Технологии запуска речи у “неговорящих” детей (1 часть)


УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД 1 категории ЦЫГАНОВА

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 830»
 
125362, г. Москва, ул. Большая Набережная, д.23, тел./факс: 8-495-491-13-45
ИНН/КПП 7733826016/773301001 ОГРН 1127747247100 ОКПО 13265763 E-mail: 830@edu.mos.ru

Технологии запуска речи у “неговорящих” детей (1 часть)УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД 1 категории ЦЫГАНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНАДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫГосударственное

Слайд 2В основу коррекционной программы положен принцип комплексного подхода, предложенный Л. С.

Выготским и адаптированный к безречевым детям. Суть программы состоит в том, что она предполагает поэтапно развивать сохранный потенциал (ресурсы) безречевого ребенка, с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки (дефициты). Педагогический эффект коррекционной программы заключается в деятельностном подходе, во включении безречевых детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности, степени социального опосредования.
В основу коррекционной программы положен принцип комплексного подхода, предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к безречевым детям.

Слайд 3На начальных этапах коррекционной работы дополнительно проводится динамическое наблюдение за безречевыми

детьми в игровой и бытовой деятельности. Уточняется состояние слуха для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и с преимущественным нарушением восприятия. Выявляется степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность. Многое зависит от того, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли ребенок развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям и продолжить их.
На начальных этапах коррекционной работы дополнительно проводится динамическое наблюдение за безречевыми детьми в игровой и бытовой деятельности.

Слайд 4В коррекционную работу с ребенком необходимо включать родителей, сообщать им о

результатах обследования ближайших и отдаленных целях коррекции. На наш взляд, с родителями должна проводиться предварительная работа по разъяснению значимости развития личностных качеств - доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям. Родители не должны доделывать или дублировать работу логопеда. Их основной задачей является создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения.
В коррекционную работу с ребенком необходимо включать родителей, сообщать им о результатах обследования ближайших и отдаленных целях

Слайд 5Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:
Развитие слухового восприятия.
Развитие

способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза.
Развитие сенсорно - перцептивной деятельности.
Развитие функции голоса и дыхания.
Развитие чувства ритма.
Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:Развитие слухового восприятия.Развитие способности  к использованию невербальных компонентов

Слайд 6Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов, необходимых

для формирования общения. Важным является «закладка фундамента» предпосылок общения. На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений наглядно-действенного мышления. Они являются базой для формирования общения. Разнообразные приемы воздействия способствуют исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие способности детей, переносить полученные умения, в условиях реального общения.
Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования общения. Важным является «закладка

Слайд 71. Развитие слухового восприятия.

Задачи: расширение рамок слухового восприятия, развитие сенсорных

функций, направленности слухового внимания, памяти.
1. Развитие слухового восприятия. Задачи: расширение рамок слухового восприятия, развитие сенсорных функций, направленности слухового внимания, памяти.

Слайд 9Игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с трудностями

в психологическом развитии, здоровье и интеллекте. Ими легко заинтересовать и раскрепостить ребенка, вовлечь в занятие.
Для адаптации игры к возможностям детей используйте настройки: длительность, скорость, сложность.
Есть настройки для уточнения задач специалиста: звуки для отработки, сила воздушной струи и другие параметры.
Комплекс интерактивных игр и упражнений позволяет специалисту эффективнее проводить занятия с «неговорящими» детьми. В игре с веселыми героями дети начинают активно подражать звукам и словам, наблюдать за действиями. Укреплять и развивать речевое дыхание с помощью специальных игр.
В компакт - диске «Раз, Два, Три, Говори! 12 игр , в которых имеютсяигры на;
· Развитие воздушной струи
· Тренировку артикуляционного аппарата--
· Проговаривание звукосочетаний и слов
· Активное слушание и повторение
· Развитие речевого слуха
· Активизация речевых зон мозга
Игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с трудностями в психологическом развитии, здоровье и интеллекте.

Слайд 112. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Цель: активизация ощущений

собственных движений (активных и пассивных руками взрослого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.
Фрагмент 1. Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают по волосам);
как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту);
как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову);
как грозят пальцем и т.д.
Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами.
2.	Развитие способности  к использованию невербальных компонентов коммуникации. Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками

Слайд 13Цель: воспроизведение движений, изображён­ных на сюжетной картинке; развитие мимики.
Фрагмент 1. Ребёнок,

рассматривая сюжет­ную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением.
На сюжетной картинке «бабочка ле­тит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев;
«девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту;
«кошка лакает молоко» - имитиру­ющее движение языком и т.д.
Цель: воспроизведение движений, изображён­ных на сюжетной картинке; развитие мимики.Фрагмент 1. Ребёнок, рассматривая сюжет­ную картинку, отвечает на вопросы

Слайд 16Цель: установление контакта: развитие понимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов.
Фрагмент

1. Ребёнка знакомят с двумя рисованными знаками (машина-яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх
На дереве растёт... По дороге едет...
Затем ребёнок, используя жест «дай»- показывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить.
Цель: установление контакта: развитие понимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов.Фрагмент 1. Ребёнка знакомят с двумя рисованными

Слайд 173. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Задачи:

развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук
- глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений
- чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти;
- формирование представлений о схемах лица и тела;
- развитие подвижности речевой мускулатуры- произвольности и дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями;
- восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики. Задачи: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики

Слайд 18Приёмы:
• прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;
• прослеживание прямых-

ломаных- извилистых линий;
• массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на различных поверхностях;
• проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом);
• узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;
• двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком;
• «рисование» в воздухе рукой;
• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;
• активизация пассивных и активных движений пальцев рук;
• упражнения с пластилином;
• использование кукол би-ба-бо;
• артикуляционная и мимическая гимнастика;
• задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
• упражнения на преодоление сопротивления;
• автоматизация отдельных артикулем;
• выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

Приёмы:•	прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;•	прослеживание прямых- ломаных- извилистых линий;•	массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

Слайд 214. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение

поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа.
4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза. Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения

Слайд 22Приёмы:

• нахождение игрушек в пространстве комнаты.
• поиск предметов:
• соотнесение игрушки с её изображением на картинке:
• определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела,
• выработка навыков ориентировки;
• упражнения в перекрёстном ориентироании(кинезиологические упражнения);
• выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;
• определение недостающих частей у предметов по картинкам;
• узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела:
• запоминание изображений предметов;
• фиксация изменений в расположении предметов,
• выделение из множества предметов;
• запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);
• идентификация зрительных изображений по заданной теме;
• определение различий в предметах и картинках;
• сравнение сходных по зрительному образу предметов;
• конструирование по образцу, по инструкции;
• выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.
Приёмы:

Слайд 23Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей

человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие имитирующих жестов.
Фрагмент 1. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать, как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот,нос).
Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, развивать внимание и память.
Фрагмент 1. Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая парные картинки друг на друга. Затем логопед перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам.
Игры Смазать Робота, школа комариков
Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного

Слайд 245. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;
восприятия цвета

и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм;
формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.
5. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности. Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса;восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных

Слайд 25Приёмы:
• выработка умения ориентации в окружающем;
• работа с тактильными таблицами; выделение цвета:
• знакомство с

размером и формой (плоскостной и объёмной);
• выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой):
• выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;
• соотнесение цветного и контурного изображений предметов;
• дифференциация плоскостного и объёмного изображений;
• конструирование целого из частей;
• классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы;
• идентификация предметов и геометрических фигур:
• работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.
Приёмы:•	выработка умения ориентации в окружающем;•	работа с тактильными таблицами; выделение цвета:•	знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной);•	выполнение

Слайд 26Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые

действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия вы­бираются с учётом двигательных возможностей ребёнка)
Фрагмент 1. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы" шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различных действий. После того, как вес шарики выбраны из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.
Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку,

Слайд 27Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых

условиях.
Фрагмент 1. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жестом ребенку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар, куб. призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает заданные формы.
Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях.Фрагмент 1. В крышке коробки вырезаны

Слайд 286. Развитие функций голоса и фонационного дыхания.

Задачи: увеличение объёма дыхания,

нормализация сто ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною ротового выдоха, знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса, формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости. При обучении используются элементы методики фонопеда В.Емельянова.
6. Развитие функций голоса и фонационного дыхания. Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация сто ритма; развитие координированной деятельности

Слайд 29Приёмы:
• упражнения на расслабление шейной мускулатуры:
• активизация движений мягкого нёба, имитация жевания:

тренировка носового выдоха;
• развитие произвольного речевого вдоха.
• выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений:
• выработка комбинированного типа дыхания.
• упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха:
• различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха:
• выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах (сигналы доречевой коммуникации)

Приёмы:•	упражнения на расслабление шейной мускулатуры:•	активизация движений мягкого нёба, имитация жевания:•      тренировка носового

Слайд 30Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха.

Фрагмент 1. Перед ребёнком на столе

зажжённая свеча. Логопед предлагает подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.
Цель: формирование носового вдоха
Фрагмент 1. Для проведения игры используются два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголки, специи, апельсиновые корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предлагается, последовательно понюхав коробочки, подобрать аналогичные из второго набора.
Фрагмент 2. Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку предлагается, понюхав их, поставить свой набор в той же последовательности.
Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости.
Фрагмент 1. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», заяц «О», лошадка - «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки перемешиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки. Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо).
Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха. Фрагмент 1. Перед ребёнком на столе зажжённая свеча. Логопед предлагает подуть так,

Слайд 317. Развитие чувства ритма.

Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей

на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного. зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И.


7. Развитие чувства ритма. Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового.

Слайд 32Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.
Приёмы:
• воспроизведение ритма в движениях и играх;
• ходьба и

маршировка под музыку;
• двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;
• ритмические упражнения для рук и ног;
• воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;
• развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;
• знакомство с силой голоса и различной ин­тенсивностью неречевых и речевых звуков;
• развитие речевых вокализаций;
• знакомство со схемой ритма;
• соотнесение ритма со схематическим изображением;
• произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;
• дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения:
• ритмическое чередование объектов с опо­рой на зрительное восприятие.
Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.Приёмы:•	воспроизведение ритма в движениях и играх;•	ходьба и маршировка под музыку;•	двигательные упражнения с ритмичным

Слайд 33Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.
Цель: формирование регулятивной функции речи

на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)
Фрагмент 1. Ребёнку предлагается раскидывать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал
Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы

Слайд 34Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия
Фрагмент 1. На

глазах ребенка выкладывается сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить так­же - ААААААА. записывая произнесение на магнитофон.

Ритмический рисунок меняется - дорожка из мозаики выкладывается синкопированная (с пропуском через одну) Логопед, нажимая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребёнок повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на магнитофон.
Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослушать магнитофонную запись и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики. Постепенно ритм чередования усложняется.
Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятияФрагмент 1. На глазах ребенка выкладывается сплошная дорожка из

Слайд 35Спасибо за внимание.

Окончание 1 части презентации. Продолжение следует.
Спасибо за внимание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть