Слайд 1Приказ МЗ «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий» №
139 от 04.04.2003
В целях обеспечения профилактики заболеваемости детей в образовательных учреждениях, улучшения состояния их здоровья
Слайд 2Основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений
таковы :
- комплексность использования образовательного процесса, условия обучения и воспитания; - непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течении года оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья обучающихся, структуры; - максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся; - интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс; -преимущественное применение немедикоментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма; - использования простых и доступных технологий; - обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля; -повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счёт соблюдения в ОУ санитарно-гигиенических норм и правил, регламентирующих требования к освещению, оборудованию, и планировке образовательных учреждений, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, организации физического воспитания и питания .
Слайд 3За последние пять лет заболеваемость детей выросла на 20 процентов.
За
последние десять лет патологическая пораженность учащихся младших классов выросла на 92%.
Более чем на 20% увеличилась доля детей
с отклонениями в физическом развитии за счет дефицита массы тела.
Среди хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения.
В 4,5 раза (17%) увеличилась доля хронических болезней нервной системы, третье место занимают заболевания опорно-двигательного аппарата, шестое место, чего раньше не наблюдалось никогда, стала занимать гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц …».
Из статьи «Особенности состояния здоровья современных школьников», опубликованной в журнале «Вопросы современной педиатрии», 2006 г.
Слайд 4Школьные факторы риска
стрессовая тактика педагогических воздействий (постоянные микрострессы);
стресс ограниченного времени
(накапливается в течение 2-х недель без отдыха, а наши дети в таком состоянии живут годы);
несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся (требуемая скорость чтения 120 слов в минуту, в то время как восприятие информации возможно лишь при скорости не более 80-90 слов в минуту);
интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;
отсутствие системной комплексной работы по формированию здоровья и здорового образа жизни;
низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников
Слайд 5
Здоровьесберегающая педагогика – совокупность приемов и методов, организации учебно-воспитательного процесса без
ущерба для здоровья школьников
и педагогов
(Н.К. Смирнов)
Слайд 6Виды здоровьесберегающих технологий (по Н.К. Смирнову)
Медико-гигиенические
Физкультурно-оздоровительные
Экологические
Технологии ОБЖ
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
А) защитно-профилактические,
Б) компенсаторно-нейтрализующие,
В)
стимулирующие,
Г) информационно-обучающие
Слайд 7Задачи учителя и классного руководителя
Выбор адекватных средств, методов обучения и воспитания
Индивидуальный
подход к обучению и воспитанию
Создание благоприятного психологического климата в классе
Влияние на микросоциум (класс, учебная группа)
Просвещение учащихся
Мотивация учащихся
Взаимодействие с семьей
Слайд 8Задачи учащихся
Формировании мотивации к здоровью
Формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы
Изучение
учебного материала и соотнесение его с собственным опытом
Нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях
Слайд 9Задачи родителей
Создание необходимых условий для занятий ребенка
Создание условий для оздоровления ребенка
Формирование
морали, социальных установок
Формирование мотивации
Передача культурных традиций
Взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях
Влияние на психологические внутришкольные факторы
Слайд 10Бодрит, веселит, оживляет
Радует ободряет активизирует
Лишает воли, наводит легкую грусть
Стимулирует воображение, создает
иллюзии,
Успокаивает, уравновешивает
Психофизиологическое действие цвета
Слайд 11Видеоэкологический дизайн
Герасименко Н.В. Разноцветный класс // Домашний доктор. № 4, 1998
темно-зеленая
доска:
на ее фоне лучше всего прочитываются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками
для стен в классах и библиотеке - оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый), эти тона дисциплинируют, активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания
спортзал - светлые оттенки оранжевого
лестничные проемы – зеленые, зеленый цвет стабилизирует дыхание и сердцебиение
коридоры и вестибюли - холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый, эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам
актовый зал - сочетание/чередование светло-зеленых и золотисто-желтых плоскостей.
Слайд 12Реестр педагогических технологий с высоким здоровьесберегающим потенциалом
(на основе классификации Г.К. Селевко)
Гуманно-личностно-ориентированные технологии
Технология безотметочного обучения
Технология личностно-ориентированного обучения
Технология разноуровневого обучения
Технология сотрудничества
Технологии развивающего образования
Технологии развивающего обучения
Технология диалогового обучения (эффективной речевой деятельности)
Технология саморазвивающего обучения Г.К.Селевко
Технология саморазвития М.Монтессори
Технология эвристического образования
Слайд 13ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЯ
(Международная программа интегрированной профилактики основных неинфекционных заболеваний –СИНДИ)
НИКОГДА
НЕ КУРЮ.
ВСЕГДА ЗАВТРАКАЮ.
ЕМ НЕ СПЕША.
НИКОГДА НЕ ПЕРЕЕДАЮ.
АЛКОГОЛЬ НЕ УПОТРЕБЛЯЮ.
ЕЖЕДНЕВНО ХОЖУ ПЕШКОМ.
ЗНАЮ ПАРАМЕТРЫ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ.
КОНТРОЛИРУЮ СВОЙ ВЕС.
СПЛЮ НЕ МЕНЕЕ 8 ЧАСОВ.
НИКОГДА НЕ РАЗДРАЖАЮСЬ И НЕ ВЫХОЖУ ИЗ СЕБЯ.
Слайд 14При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить
внимание на следующие аспекты урока:
Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
Гигиенические условия в классе (кабинете);
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
Число использованных учителем видов преподавания;
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
Чередование видов преподавания;
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
Слайд 15
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
Физкультминутки и физкультпаузы;
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; Благоприятный психологический климат на уроке;
Преобладающее выражение лица учителя;
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
Темп и особенности окончания урока;
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Слайд 16Гигиенические условия в классе (кабинете):
чистота,
температура и свежесть воздуха,
рациональность
освещения класса и
наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Слайд 17Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
Нормой считается 4-7 видов за урок.
Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
опрос учащихся,
письмо,
чтение,
слушание,
рассказ,
рассматривание наглядных пособий,
ответы на вопросы,
решение примеров, задач,
практические занятия и т. д.
Слайд 18Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
Ориентировочная норма:
Слайд 19Число использованных учителем видов преподавания:
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа и др.
Норма - не менее трех за урок.
Слайд 20Чередование видов преподавания
не позже чем через 10-15 минут.
Слайд 21Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют
им превратиться в субъекты деятельности. Это:
методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и
взаимооценки) и др.
Слайд 22Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов
для инсценирования дискуссии , обсуждения,
привития ,
интереса
к познавательным программам,
т.е. для взаимосвязанного
решения как учебных, так и
воспитательных задач.
Слайд 23Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Слайд 24 Физкультминутки и физкультпаузы
Физкультминутки и физкультпаузы являются
обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Слайд 25Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым
образом жизни.
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Слайд 26Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
интерес к
занятиям,
стремление больше узнать,
радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п.
Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
Слайд 27Благоприятный психологический климат на уроке.
Благоприятный психологический климат на уроке
служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Слайд 28Преобладающее выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если на
нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.
Слайд 29Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.
Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
Слайд 30Темп и особенности окончания урока.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:
учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
учитель мог прокомментировать задание на дом,
попрощаться со школьниками.
Слайд 31Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Интегральным показателем эффективности проведенного
занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Слайд 32Анализ
Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что
понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.
Использовались материалы:
Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319
http://office.microsoft.com/ru-ru,
http://fantasyflash.ru
Слайд 33Здоровьесберегающие технологии в логопедии –это основа коррекции.
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в
коррекционно- образовательном процессе.
Слайд 34Задачи учителя-логопеда по здоровьесбережению очень велики, а именно:
-обучить детей методам и
приёмам сохранения здоровья и восстановления сил; - обучить ориентировке в пространстве, в собственном теле; -обучить снятию напряжения, развитию переключаемости; -обучить правильному дыханию, длительному и плавному выдоху; -обучить приёмам самомассажа языка, кистей и пальцев рук;
Слайд 35-обучить умению слышать и слушать звуки природы;
-обучить умению сбрасывать отрицательную энергетику
в ассоциации; -сформировать зрительное восприятие и фонематический слух;
Слайд 36Пальчиковая гимнастика
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики является"ПАЛЬЧИКОВАЯ
ГИМНАСТИКА".
Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальности окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Слайд 37ПОИГРАЕМ В ПАЛЬЧИКИ
Большаку дрова рубить,
А тебе дрова носить,
А
тебе печь топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Загибать по очереди все пальцы на обеих руках. На последние строчки – шевелить пальцами обеих рук
Слайд 38Черепаха
Черепашка, черепашка
В панцире живет.
Высунет головку,
Обратно уберет.
На первые две строчки - положить кулачки на стол, можно тихонько постукивать ими; на третью - высунуть указательные пальцы; на четвертую- убрать обратно.
Слайд 39Метод проведения физкульминуток
Цепочка проведения физкультминуток на занятиях выглядит
так:
динамическая
дыхательная
зрительная
психологическая
ритмическая.