Презентация, доклад по логопедии на тему: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи

Зрительное восприятие…Зрительное восприятие — это психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения.

Слайд 1Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения

речи.






подготовил:
учитель – логопед
МБДОУ детский сад № 168
г.Ульяновска
Ключникова В.А.

Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.подготовил: учитель – логопедМБДОУ детский сад

Слайд 2

Зрительное восприятие…

Зрительное восприятие — это психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения. При воздействии предмета на глаз возникает сложнейшее превращение «энергии внешнего раздражения в факт сознания», т.е. в образ предмета, который и воспринимает человек. 

Зрительное восприятие…Зрительное восприятие —

Слайд 3 Особенности зрительного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями

речи

У детей дошкольного возраста с речевой патологией зрительное восприятие отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
Нарушение зрительной деятельности - АГНОЗИЯ.
Виды зрительного нарушения (агнозии) :
Предметная агнозия - нарушение (отсутствие узнавания) целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков и частей.
Симультанная агнозия – невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов в комплексе.
Символическая агнозия – расстройство восприятия символов (нарушение возможность идентификации букв и цифр при сохранности их написания).
Цветовая агнозия – трудности в дифференцировке смешанных цветов.
Важно! Отсутствие профилактики нарушения зрительного восприятия у детей с нарушениями речи может привести к возникновению дисграфии и дислексии в период школьного обучения.

Особенности зрительного восприятия    у детей с тяжелыми нарушениями речиУ детей дошкольного возраста с

Слайд 4

Направления работы:


1.  Развитие зрительного восприятия и узнавания.
2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.
3. Формирование пространственного восприятия, представления
и речевых обозначений зрительно-пространственных
отношений.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.


Слайд 5I. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительный гнозис)

1.1.Развитие зрительного гнозиса:
развитие восприятия

цвета, формы, величины.
Содержание работы:
уточнение представлений о цвете, форме и величине предметов,
выделение и группирование предметов,
узнавание не дорисованных, перечёркнутых, наложенных друг на друга предметов.

1.2.Развитие буквенного гнозиса:
развитие восприятия цвета, формы, величины букв;
дифференциация расположения элементов букв.
Содержание работы:
знакомство с зрительным образом буквы, конструирование и реконструирование букв из элементов.
узнавание букв в усложненных условиях (на зашумленном фоне, наложенных изображений, недописанных букв или неправильно написанных).



I. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительный гнозис)	1.1.Развитие зрительного гнозиса:развитие восприятия цвета, формы, величины. Содержание работы:уточнение представлений

Слайд 6Дидактические игры


1. «Чей силуэт?» (определить, чей силуэт изображен на картинке)
2.

«На что похоже?» (соотнесение предмета с определенной геометрической формой/буквой)
3. «Кто меньше/ больше?» (выложить фигуры/буквы в ряд по убыванию/увеличению размера)
4. «Найди пару» (подбор картинок к определенному цветовому фону)
5. «Помоги художнику» (рисование по точкам и дорисовывание контуров предметов/букв)
6. «Нелепицы» (найти, что неправильно нарисовано на картинке)
7. «Куда ведет эта дорожка?», «Лабиринт»
8. «Что спряталось?» (выделение фигур, предметов, буквы наложенных друг на друга).

Дидактические игры  1. «Чей силуэт?» (определить, чей силуэт изображен на картинке)2. «На что похоже?» (соотнесение предмета

Слайд 7II. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительный мнезис).

Содержание работы:
развитие запоминания формы,

цвета, количества, последовательности предметов, фигур, букв.




Дидактические игры:
«Чего не стало?», «Запомни и найди», «Фотограф», «Что изменилось?»
(Выкладываются 4-5 предметов. Дети их запоминают, а затем называют какой предмет убрал логопед.)





II. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительный мнезис).Содержание работы:развитие запоминания формы, цвета, количества, последовательности предметов, фигур, букв.Дидактические

Слайд 8III. Формирование пространственного восприятия, представления и речевых обозначений зрительно-пространственных отношений


Содержание работы :
ориентировка в схеме собственного тела (формирование и закрепление понятий «правая сторона», «левая сторона», «верх», «низ»);
дифференциация правых и левых частей предметов;
ориентировка в окружающем пространстве (формирование и закрепление понятий о направлении – «вперед», «назад», «налево», «направо», «вверх», «вниз».



III. Формирование пространственного восприятия, представления и речевых обозначений зрительно-пространственных отношений      Содержание работы :ориентировка

Слайд 9Дидактические игры

1. «Кто где спрятан?» (определить, что находится в правом верхнем

углу,
в левом нижнем углу, в центре, в правой колонке, в верхнем ряду)

2. «Геометрические узоры» (отработка основных направлений в тетрадях в клетку (вправо, влево, вниз, вверх, затем более сложные -по диагонали налево вверх, по диагонали налево вниз, по диагонали направо вверх, по диагонали направо вниз).
3.   «Муха» (игровое поле 3 на 3 клетки. Дети по инструкции логопеда передвигают «муху» (пуговицу) по игровому полю (2 клетки - вправо, 3 - вниз, 1 - вверх и т.д. Затем задание усложняется: дети мысленно передвигают по полю «Муху», отслеживая движения только глазами и называют место её остановки).
4.  Штрихование фигур/букв в определенном направлении.

Важно! В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно- пространственного гнозиса и праксиса.

Дидактические игры1. «Кто где спрятан?» (определить, что находится в правом верхнем углу,   в левом нижнем

Слайд 10IV. Формирование зрительного анализа и синтеза




Содержание работы : 1.  Дополнение недостающих элементов к

целому образу предмета. 2.  Составление целого образа предмета/буквы из частей.  3.  Выделение сходств и различий между предметами/буквами.
4.  Нахождение  заданного предмета/буквы среди верно и зеркально
изображенных.
5. Соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом.


IV. Формирование зрительного анализа и синтезаСодержание работы : 1.  Дополнение недостающих элементов к целому образу предмета. 2.  Составление

Слайд 11Список литературы.
Агранович З.Е. Развитие зрительного восприятия и узнавания у детей с

общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 130 с.
Криницкая О.И. Специфические особенности становления речи детей дошкольного возраста в условиях зрительной депривации // Вестник ЧГПУ. – 2010. – № 2. – С.138–147.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: 2008.- 120 с.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001.- 165 с.
Лалаева Р.И. Устранение оптической дислексии и дисграфии// Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 1998г. - с. 153-165
Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2005. - 410 с.
Хрянин А.В., Хромова С.К., Теребова Н.Н. Психофизиологическая структура взаимосвязи компонентов зрительного восприятия речи у детей с5, 6 и 7 лет //Новые исследования. – 2008, С.28-41.
Яхина М. Т. Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 139-142.
Список литературы.Агранович З.Е. Развитие зрительного восприятия и узнавания у детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-пресс,

Слайд 12Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть