Слайд 1Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения
речи.
подготовил:
учитель – логопед
МБДОУ детский сад № 168
г.Ульяновска
Ключникова В.А.
Зрительное восприятие…
Зрительное восприятие — это психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения. При воздействии предмета на глаз возникает сложнейшее превращение «энергии внешнего раздражения в факт сознания», т.е. в образ предмета, который и воспринимает человек.
Слайд 3 Особенности зрительного восприятия
у детей с тяжелыми нарушениями
речи
У детей дошкольного возраста с речевой патологией зрительное восприятие отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
Нарушение зрительной деятельности - АГНОЗИЯ.
Виды зрительного нарушения (агнозии) :
Предметная агнозия - нарушение (отсутствие узнавания) целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков и частей.
Симультанная агнозия – невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов в комплексе.
Символическая агнозия – расстройство восприятия символов (нарушение возможность идентификации букв и цифр при сохранности их написания).
Цветовая агнозия – трудности в дифференцировке смешанных цветов.
Важно! Отсутствие профилактики нарушения зрительного восприятия у детей с нарушениями речи может привести к возникновению дисграфии и дислексии в период школьного обучения.
Направления работы:
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.
3. Формирование пространственного восприятия, представления
и речевых обозначений зрительно-пространственных
отношений.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
Слайд 5I. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительный гнозис)
1.1.Развитие зрительного гнозиса:
развитие восприятия
цвета, формы, величины.
Содержание работы:
уточнение представлений о цвете, форме и величине предметов,
выделение и группирование предметов,
узнавание не дорисованных, перечёркнутых, наложенных друг на друга предметов.
1.2.Развитие буквенного гнозиса:
развитие восприятия цвета, формы, величины букв;
дифференциация расположения элементов букв.
Содержание работы:
знакомство с зрительным образом буквы, конструирование и реконструирование букв из элементов.
узнавание букв в усложненных условиях (на зашумленном фоне, наложенных изображений, недописанных букв или неправильно написанных).
Слайд 6Дидактические игры
1. «Чей силуэт?» (определить, чей силуэт изображен на картинке)
2.
«На что похоже?» (соотнесение предмета с определенной геометрической формой/буквой)
3. «Кто меньше/ больше?» (выложить фигуры/буквы в ряд по убыванию/увеличению размера)
4. «Найди пару» (подбор картинок к определенному цветовому фону)
5. «Помоги художнику» (рисование по точкам и дорисовывание контуров предметов/букв)
6. «Нелепицы» (найти, что неправильно нарисовано на картинке)
7. «Куда ведет эта дорожка?», «Лабиринт»
8. «Что спряталось?» (выделение фигур, предметов, буквы наложенных друг на друга).
Слайд 7II. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительный мнезис).
Содержание работы:
развитие запоминания формы,
цвета, количества, последовательности предметов, фигур, букв.
Дидактические игры:
«Чего не стало?», «Запомни и найди», «Фотограф», «Что изменилось?»
(Выкладываются 4-5 предметов. Дети их запоминают, а затем называют какой предмет убрал логопед.)
Слайд 8III. Формирование пространственного восприятия, представления и речевых обозначений зрительно-пространственных отношений
Содержание работы :
ориентировка в схеме собственного тела (формирование и закрепление понятий «правая сторона», «левая сторона», «верх», «низ»);
дифференциация правых и левых частей предметов;
ориентировка в окружающем пространстве (формирование и закрепление понятий о направлении – «вперед», «назад», «налево», «направо», «вверх», «вниз».
Слайд 9Дидактические игры
1. «Кто где спрятан?» (определить, что находится в правом верхнем
углу,
в левом нижнем углу, в центре, в правой колонке, в верхнем ряду)
2. «Геометрические узоры» (отработка основных направлений в тетрадях в клетку (вправо, влево, вниз, вверх, затем более сложные -по диагонали налево вверх, по диагонали налево вниз, по диагонали направо вверх, по диагонали направо вниз).
3. «Муха» (игровое поле 3 на 3 клетки. Дети по инструкции логопеда передвигают «муху» (пуговицу) по игровому полю (2 клетки - вправо, 3 - вниз, 1 - вверх и т.д. Затем задание усложняется: дети мысленно передвигают по полю «Муху», отслеживая движения только глазами и называют место её остановки).
4. Штрихование фигур/букв в определенном направлении.
Важно! В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно- пространственного гнозиса и праксиса.
Слайд 10IV. Формирование зрительного анализа и синтеза
Содержание работы :
1. Дополнение недостающих элементов к
целому образу предмета.
2. Составление целого образа предмета/буквы из частей.
3. Выделение сходств и различий между предметами/буквами.
4. Нахождение заданного предмета/буквы среди верно и зеркально
изображенных.
5. Соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом.
Слайд 11Список литературы.
Агранович З.Е. Развитие зрительного восприятия и узнавания у детей с
общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 130 с.
Криницкая О.И. Специфические особенности становления речи детей дошкольного возраста в условиях зрительной депривации // Вестник ЧГПУ. – 2010. – № 2. – С.138–147.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: 2008.- 120 с.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001.- 165 с.
Лалаева Р.И. Устранение оптической дислексии и дисграфии// Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 1998г. - с. 153-165
Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2005. - 410 с.
Хрянин А.В., Хромова С.К., Теребова Н.Н. Психофизиологическая структура взаимосвязи компонентов зрительного восприятия речи у детей с5, 6 и 7 лет //Новые исследования. – 2008, С.28-41.
Яхина М. Т. Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 139-142.