Слайд 1Учитель-логопед
Подусенко Н.В.
"Развитие неречевых процессов у детей с нарушением речи"
Слайд 2«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит
движения»
Т. Тассо.
Слайд 3Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Известно, что старение организма
начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Слайд 4Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело,
координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Несет ответственность за обработку так называемой неречевой информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Является ответственным за речевую передачу информации, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Слайд 5Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного
полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей.
Слайд 6При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого
тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.
Слайд 7Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения – это
комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Слайд 8Цель работы:
«Активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие
межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий у детей с нарушениями речи»
Слайд 9Задачи:
Развитие межполушарного взаимодействия
Развитие межполушарных связей
Синхронизация работы полушарий
Развитие мелкой моторики
Развитие памяти, внимания
Развитие
речи
Развитие мышления
Предупреждение дислексии и дисграфии
Слайд 10Как осуществлялась работа
Упражнения проводились несколько раз в неделю в рамках логопедических
занятий
От детей требовалось точное выполнение движений и приемов
Упражнения проводились стоя или сидя
Упражнения выполнялись в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания давались чётко, спокойно. Логопед следил за правильностью выполнения заданий
Все упражнения логопед выполнял вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений.
Слайд 11Первый этап - организационно-подготовительный
1. Постановка проблемы, определение цели и задач.
2. Подбор программно-методического
обеспечения.
За основу были взяты:
Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона;
Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П..
3. Ознакомление педагогов.
Была показана презентация, на котором педагогам были предложены кинезиологические упражнения для использования их в своей работе.
4. Работа с родителями.
На конференции рассказано родителям о значимости кинезиологических упражнений, показана презентация и мастер-класс, где родители сами попробовали освоить данные упражнения.
Слайд 12
Второй этап – практическая реализация.
Слайд 13III этап – Заключительный.
Ожидаемые результаты :
Разработанная стратегия позволила решить проблемные вопросы и
достигнуть поставленную цель: дети успешно освоили кинезиологические упражнения, которые позволили эффективно скорректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
Слайд 14Вывод
В результате проведенной работы с детьми хочу отметить следующие факты.
У большинства детей, имеющих нарушения в развитии речи, участвовавших в данном проекте отмечена положительная динамика, как в развитии межполушарных связей, так и в развитии речи.
При выполнении проб и упражнений дети практически не делали ошибок, лучше стали ориентироваться в пространстве и на плоскости, перестали путаться в различении правой и левой сторон тела. Дети стали более внимательней при письме линий, букв. Фигуры и предметы раскрашивали медленнее и спокойнее, стали сверять свой рисунок с предложенным. Работы детей стали более качественными и аккуратными.
Слайд 17 Но остались дети, которые испытывали трудности в выполнении предложенных проб
и упражнений после курса коррекционной работы. В своём поведении они были невнимательны, неорганизованные, не могли сосредоточиться и начинали кривляться, смеяться и отказываться от выполнения задания.
Я предполагаю, что эти трудности связаны с особенностями развития анатомического строения мозга и его функционированием.
Слайд 19
Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие — результат действия биосоциальных факторов, то
есть физическое развитие организма и его поддержание в работоспособном состоянии. Окончательное формирование механизмов межполушарного взаимодействия происходит к 12—14 гг. и даже позже. Парная работа полушарий формируется под влиянием и генетических, и социальных факторов.