Слайд 1Постановка звука «Ш»
Учитель-логопед: Латкина Ю.В
Слайд 2Артикуляционный уклад звука
Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол),
но не прижат;
боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
Губы округлены и выдвинуты вперед.
Зубы сближены.
Слайд 3Подготовительные упражнения:
Упражнения для губ:
«Лягушка-Хоботок»
Потяну я как лягушка,
Подражаю я слону,
Свои губы прямо к ушкам. Губы хоботом тяну.
«Бублик»
Зубы сомкнуты.
Губы округлены и чуть вытянуты вперед.
Верхние и нижние резцы видны.
Слайд 4Упражнения для развития дыхания
Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать
воздух. Контроль упражнения ладонью руки – ощущается тёплая струя.
«Игры для Тигры»
Слайд 5Упражнения для языка
«Наказать непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык
на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении, при открытом рте под счет от 1 до 5-10 или под стишок.
Слайд 6
«Сделать язык широким». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка
на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Поперёк улыбки лег
Отдыхает язычок.
Слайд 7
«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны). Улыбнуться, открыть рот и широким
языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Зубы верхние — смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
Чищу зубы,
Чищу зубы
Я внутри.
Не болели,
Не темнели,
Не желтели
чтоб они.
Слайд 8
«Фокус». Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в
форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
Слайд 9
«Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края —
Вот и «чашечка» моя.
Слайд 10
«Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать
верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Как будто варенье лежит на губе —
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Слайд 11
«Ступеньки» (Чередование «Чашечка» на верхней губе – «Чашечка» на верхних зубах
– «Чашечка» вверху за зубами)
Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3—5 секунд.
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок —
Во рту язычок.
Слайд 12
«Не разбей «чашечку». Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать
вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки».
Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взад-вперёд.
Слайд 13
«Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов
к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Мы работаем с утра,
Красить потолок пора,
Челюсть ниже опусти,
Язык к нёбу подними.
Поводи вперёд-назад —
Наш маляр работе рад.
Слайд 14
«Лошадка». Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп.
Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздаётся щелчок.
Едим, едим на лошадке,
По дороге ровной, гладкой:
Цок, цок, цок.
Слайд 15
«Грибок». Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка
гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка».
Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз — и вся учёба.
Слайд 16
«Гармошка». Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык
в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки).
Присосу язык на нёбо, На гармошке я играю,
А теперь смотрите в оба. Рот пошире открываю,
Ходит челюсть вверх и вниз - К небу язычок прижму,
У нее такой круиз. Ниже челюсть отведу.
Слайд 17Постановка звука «Ш» по подражанию
Ребенок поднимает язык в
«чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Получается звук [Ш].
Если данный способ не помогает, прибегаем к механической постановке звука [Ш].
Слайд 18
Как шумят листья на деревьях? – Начинает дуть ветер и колышет
верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш. Встаньте и поднимите руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш.
Как шипит змея? - ш-ш-ш
Слайд 20Используемая литература:
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – ТОО
«Издательство «Библиополис». СПб., 1994.208с.
Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.-96с.