Слайд 1«Подготовка к обучению грамоте дошкольников»
Система игр и упражнений.
Подготовила:
учитель-логопед
Рамаданова Л.С.
Слайд 2Грамота-это умение читать и писать.
Излагать свои мысли в письменной форме, понимать
при чтении не только значения отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладеть письменной речью.
Основная цель обучения грамоте:
Выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе развитие интереса и способности к чтению.
Слайд 3Актуальность
Требования начальной школы стали выше
Появилось много трудностей с темпом, предложенным школьной
программой;
Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе
Обучение грамоте в детском саду является предупреждением в дальнейшем ошибок при письме и чтении.
Слайд 4 основные направления в работе по обучению грамоте
Ознакомление детей со словом-
вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи
Ознакомление с предложением- выделение его как смысловой единицы из речи
Ознакомление со словесным составом предложения- деление предложения на слова и составление предложений из слов
Ознакомление со слоговым строением слова- членение слов на части и составление слов из слогов
Ознакомление со звуковым строением слов - формирование навыков звукового анализа слов, определение количества, последовательности звуков(фонем) и сотавление слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы.
Развитие графических навыков
Слайд 5Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте
сформированность звуковой стороны речи, т.е.
ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твёрдые, мягкие;
умение работать со схемой слова, предложения.
Слайд 6Работа по подготовке к обучению грамоте ведется в несколько этапов:
Подготовительный этап:
Игры:
«Угадай, что звучит?»
«Громко-тихо»
«Кто сказал?»
«Где звучит
колокольчик?
Слайд 7Давайте запомним!!!
Звуки мы слышим и произносим
Буквы мы видим, можем написать и
прочитать
Слайд 8I этап: Знакомство с гласными звуками
Воздух в полости рта не
встречает на своем пути преград
В образовании участвует только голос
Образуют слог
Слайд 9Игры с гласными звуками
«Немые звуки»-показ артикуляции звука, дети узнают по губам
«Фотография
звука»-педагог произносит звук. Дети показывают карточку-символ
«Назови слова на заданный звук»- звук должен быть под ударением
«Разложи картинки»-подарим Оле картинки слов, которые начинаются на звук О
Слайд 10Порядок работы над гласными звуками:
Выделение звука из ряда звуков (а, у,
и, а, о, а)
Выделение звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан)
Выделение звука из ряда слов (обруч, Африка, облако, ирис)
Выделение звука из текста на заданный звук (Аня с Аликом гуляли по аллее, собирали астры)
Слайд 11Звуковой анализ звукосочетаний
АУ!
УА!
Слайд 12 Различаем гласные и согласные звуки
Слайд 13Знакомим с согласными звуками
Произносятся с помощью голоса и шума или только
шума
Встречают преграду
Не образуют слог
Слайд 19Помоги Тане добраться до дома.
Выбирай только те картинки, в названиях
которых есть звуки т, ть .
Слайд 20 1.Назови всё, что нарисовано на картинке.
2.На какой звук заканчивается каждое слово?
3.Какой предмет лишний во втором ряду?
Слайд 21Цель: развитие фонематического анализа.
Задачи:
- Развитие умения определять первый и последний звуки
в словах.
- Развитие зрительного внимания.
Игра: “Цепочка слов”
Слайд 22Игра «Потерялись животные»
Цель: упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове.
Слайд 23Звуковой анализ слова
Приемы работы со
схемой слова:
назвать количество звуков в
слове;
назвать утрированно все звуки по порядку;
сколько в слове гласных
звуков в слове;
назовите их по порядку;
определить ударный гласный звук
сколько согласных звуков;
назвать первый звук, последний, третий.
Слайд 24Последовательность предъявления слов для звукового анализа
Звукосочетания из двух гласных ( ау,
уа)
Слоги из двух звуков (ум, ах, ус)
Слова из трех звуков (дым, мир)
Слова из двух открытых слогов (ваза, мама)
Слова из двух слогов : открытый + закрытый слог (диван, банан)
Слова из одного слога со стечением согласных в конце слова (куст, лист)
Слова из одного слога со стечением согласных вначале слова ( двор, гром)
Слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка)
Слова из трех открытых слогов ( работа, машина)
Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением!!!
Слайд 261.Выполните звуковой анализ слова ЖУК
2.Измените схему так, чтобы получилось слово ЖУКИ
Измени
схему
Слайд 27Выбери картинку, в названии которой
5 звуков.
Слайд 28Игра
« Прочитай слово по первым звукам»
Слайд 29И
Л
С
А
Игра: “Включи телевизор”
Цель: развитие фонематических функций анализа и синтеза.
Задачи:
- Развитие умения
определять первый звук в слове.
- Развитие умения синтезировать слова из звуков.
- Совершенствование навыка чтения.
Слайд 30Игра: “Звуковая пирамида”
Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.
Задачи:
Развитие умения определять количество
звуков в слове (количественный анализ).
Развитие зрительного внимания и восприятия.
Слайд 33Игра:
“Найди свой вагончик”
Игра:
“Подбери картинку к схеме”
Слайд 34Игра: “Волшебный молоточек”
Цель: развитие слогового анализа.
Задачи:
Развитие умения делить слова на слоги.
Развитие
умения определять ударный слог.
Слайд 35Знакомство с буквами
Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.
Дидактические игры:
«Какие буквы спрятались»
«Найди правильные буквы»
Слайд 36Игры с буквами
Написать букву в воздухе, на столе;
Выложить печатную букву из
карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
Вырывать из бумаги образ буквы;
Получить в подарок букву;
Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
Вылепить из пластилина, теста;
Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Слайд 38
Игровая форма организации образовательного процесса создает условия, при которых ребенок получает
удовольствие от решения игровых интеллектуальных задач, а, следовательно, способствует развитию у детей желание учиться.