Слайд 1Особенности психо-речевого развития у детей с РАС
Подготовила:
Учитель-логопед ОПД с ОВЗ и
ССД
Зайцева А.О.
Тула, 2016
Слайд 2Понятие о синдроме раннего детского аутизма и
расстройствах аутистического спектра (рас)
Слайд 3Детский аутизм –
общее расстройство психического развития (F84), при котором, согласно
МКБ-10, отмечают качественные нарушения социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и формы активности, нарушения символических функций и раннюю (как правило, до 3-х лет) манифестацию.
Слайд 4 В последние годы часто говорят о расстройствах аутистического спектра (РАС), к
которым помимо детского аутизма (F84.0) относят атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2) и синдром Аспергера (F84.5).
Слайд 6Расстройства аутистического спектра и соответствующие им варианты речевого развития
Слайд 7Особенности речевого развития аутичных детей
Слайд 8Мутизм (отсутствие речи) у большинства детей
Слайд 9Отсутствие реакции на обращённую речь
Слайд 10Эхолалии
(повторение слов, фраз, сказанных другими людьми), часто отставленные, т. е. воспроизведённые
не тотчас, а спустя некоторое время.
Слайд 11фонографичность
большое количество слов-штампов, фраз-штампов, фонографичность,«попугайность» речи, что при хорошей памяти создает
иллюзию развитой речи.
Слайд 12Позднее появление местоимений
позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и
их неправильное употребление (о себе- «он», а о других иногда «я»)
Слайд 13Нарушение семантики
Метафорическое замещение, расширенное или чрезмерное – до буквальности – сужение
толкования значения слов, неологизмы. Проблемы с метафорой: переносный смысл воспринимается буквально.
Образные выражения, абстрактные слова, смысл которых слишком «неуловимый», и многозначные слова вызывают много трудностей у людей страдающих аутизмом, в процессе освоения речи.
«Вытереть ноги».
«Выплакала все глаза».
«Молоко убежало».
«Он попал в самую точку» – «Наверное, он очень ударился».
«Надвигаются сумерки».
«Прикован к постели».
Слайд 15
отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда
развита хорошо);
автономность речи;
нарушение грамматического строя речи;
нарушение звукопроизношения;
нарушение просодических компонентов речи.
Слайд 16подготовительный этап логопедической работы
Диагностика
Адаптация ребёнка к новым условиям
Установление эмоционального контакта
Создание
положительного эмоционального настроя
Слайд 17Определение уровня взаимодействия
Какая дистанция общения для ребенка более приемлема?
Насколько близко
он приближается к взрослому?
Каковы его излюбленные занятия, когда он предоставлен сам себе?
Как он обследует окружающие предметы? Как использует игрушки?
Сложились ли какие-либо стереотипы бытовых навыков?
Использует ли речь и в каких целях: комментирование, общение, аутостимуляция (повторяет одно и то же аффективно заряженное слово, высказывание, выкрикивает, скандирует)? Насколько она стереотипна, характерны ли эхолалии, в каком лице он говорит о себе?
Как ведёт себя в ситуациях дискомфорта?
Каково поведение при радости?
Как реагирует на запрет?
Как легче успокоить при возбуждении?
Как долго может сосредоточить своё внимание на чём-либо?
Как относится к включению взрослых в его занятие?
Слайд 18сенсорные игры как возможность установления контакта
игры с красками
игры с
водой игры с мыльными пузырями
игры со свечами
игры со светом и тенями
игры со льдом
игры с крупами
игры с пластичными материалами
(пластилином, тестом, глиной)
Слайд 20
Практические приемы и способы обучения взаимодействию
(формирование опорных коммуникативных навыков)
Выражение согласия
Цель: формирование
умения выразить согласие.
Стимульный материал: качели (любимая игра ребенка).
Ход занятий:
Вместе с ребенком подойдите к качелям и понаблюдайте за его реакцией. Если вы видите, что он хочет покачаться на качелях, тогда спросите, называя его по имени: «…ты хочешь покачаться на качелях?». Если ребенок затрудняется ответить на ваш вопрос, тогда дайте ему подсказку: кивните головой и скажите: «Да», «Да, хочу», «Да, я хочу покачаться» и т.д. Когда ребенок повторит ваше высказывание и жест, помогите ему залезть на качели и покачайте его. Повторяйте аналогичные упражнения много раз, сокращая подсказки, до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно выразить согласие.
Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. А.В. Хаустов. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой – М.: РУДН, 2007. – 35 с.
Слайд 21Просьба о повторении действия
Цель: формирование умения попросить повторения действия, добавки.
Стимульный материал:
юла.
Ход занятия:
Поиграйте с ребенком в юлу. Каждый раз, перед тем как завести юлу, произнесите «еще», либо «заведи еще». Когда ребенок привык к ходу игры, положите свою руку на ручку юлы, но не заводите ее. Смотрите на ребенка и ждите, когда он попросит повторить действие. Если ребенок затрудняется самостоятельно выразить просьбу о повторении игрового действия, дайте ему подсказку. Когда ребенок произнёс «еще», сразу же выполните его просьбу, поощряя высказывание. Повторите данную игру несколько раз, уменьшая количество подсказок. Для автоматизации данного навыка используйте большое количество аналогичных ситуаций.
Просьба о помощи
Цель: формирование умения попросить о помощи.
Стимульный материал: банка с конфетами.
Ход занятия:
Дайте ребенку плотно закрытую банку с его любимыми конфетами. Когда ребенок сделал несколько неудачных попыток самостоятельно
Слайд 22Ответ на приветствия других людей
Цель: формирование умения выразить приветствие.
Ход занятий:
Каждый
раз перед началом занятия приветливо здоровайтесь с ребенком, называя его по имени (например, «Здравствуй, Егор», «Привет, Егор»), и протягивайте ему руку для рукопожатия или поднимайте ее вверх так, чтобы ладонь была обращена в сторону ребенка (для хлопка). Если он не реагирует либо повторяет за Вами, подскажите ему: «Здравствуйте, (имя педагога)». Здоровайтесь с ребенком при каждой встрече, сокращая подсказку.
При проведении занятий в подгруппе помогите детям взяться за руки и образовать круг. Веселым голосом нараспев произнесите «здра-вствуй-те» и подождите их реакции. Если дети не отвечают, подскажите – начните произносить приветствие и дайте им возможность завершить его: «Здра-…- вствуй-те». Продолжайте это упражнение каждое занятие.
Слайд 25«Котята»
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям
поиграть в котят. Комментируйте свои действия словами:
– Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я.
Мяу-мяу, умываюсь,
(движения умывания)
Всем на свете улыбаюсь!
«Заиньки»
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.
– Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!
По лесной лужайке (легкий бег)
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок, (присели)
Роют лапкой корешок. (движение рукой)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
Водичка
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Дети стоят в ряд, педагог становится напротив.
– Я буду рассказывать стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Водичка, водичка! (перебираем пальчиками сверху вниз)
Умой мое личико! (имитируем движения – «умываемся»)
Чтобы глазки блестели, (указательными пальцами показываем на глаза)
Чтобы щечки краснели, (дотрагиваемся до щек)
Чтоб смеялся роток, (улыбаемся)
Чтоб кусался зубок! (пальцами изображаем укус )
– Вот так мы умылись. Стали чистые и румяные!
Слайд 26«Стулья»
– Играли наши игрушки и очень устали. Давай поставим для них стульчики
– пусть посидят, отдохнут. Вот стульчик для зайчика, а этот стульчик – для мишки. Посидели, отдохнули – и побежали дальше играть.
«Дорожка»
Выкладываем кубики в ряд на полу. Дорожка может быть длинной и короткой, одного цвета и с чередованием разных цветов. По дорожке могут ходить куклы и другие игрушки, могут ездить машинки.
– Давай сделаем дорожку из кубиков! Ставим кубик, рядом еще кубик – вот так! Давай сделаем длинную дорожку! Какая замечательная получилась у нас дорога! Идет кукла по дороге – топ-топ-топ!
Слайд 27Развитие понимания речи
Учить выполнять простые инструкции (в том числе, «Дай», «Покажи»)
Формирование
навыков, касающихся понимания названий действий (Обучение выполнению инструкций на простые движения, с предметами, обучение пониманию действий по картинкам)
Слайд 28«Покажи, где мама»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря.
Оборудование: семейные фотографии.
Ход игры:
Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников, дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы и объекты.
– Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки, которые ты летом на даче рвал?
«Румяные щёчки»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.
– Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.
Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела.
– Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?
Слайд 29«Что делает человечек?»
Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Оборудование: набор
картинок, изображающих различные действия.
Ход игры:
– Посмотрите, у вас на картинках человечки что-то делают. Покажи: кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто кушает? Кто пьет? Кто прыгает? И т. д.
Если малыши затрудняются с ответом, можно сделать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавьте описание предметов, которые есть на картинке.
– Кто кушает яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле?
«Где много, а где мало?»
Цель: научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных.
Ход игры: Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.
– Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы?
Слайд 30Развитие физиологического дыхания
«Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных
мышц.
Ход игры:
– Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
– Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
«Пёрышко, лети!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Подбросьте пёрышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на пёрышко снизу вверх.
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.
Слайд 32указательный жест
Пассивно охватывается указательный палец ребёнка:
касание объёмных предметов,
оконтуривание
называние
Слайд 35«Самолёты»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.
Ход
игры: Предложите детям поиграть в самолётики.
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
– Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!»
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.
«Пароходы»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы.
Ход игры:
Пароходик домой
Спешит по прямой!
На волнах качается,
Брызги разлетаются!
– Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: «ы-ы-ы!»
Слайд 37правильное воспроизведение услышанного слова
деление слова на слоги
многократное повторение начальных, последних и
ударных слогов
сливание слогов в нужном порядке в необходимое слово
Слайд 38Фразовая речь
обучение фразовой речи с помощью сюжетных картинок
Слайд 39Монологическая речь
составление рассказа по сериям сюжетных картинок
пересказ
драматизации
работа над стихотворной речью, её
плавностью, громкостью, тональностью
Слайд 40диалогическая речь
беседы на заданные темы
обучение навыкам разговора (социальное использование речи)