Слайд 1Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа – интернат №6 для
детей с ограниченной возможностью здоровья г. Ялуторовска
Семинар – практикум
«Методы коррекции навыков чтения у младших школьников»
Выполнила:
Учитель – логопед:
Биктимирова Г.Ф.
2018
Слайд 2Читаем с удовольствием, читаем правильно
Падение интереса к чтению является фактом
сегодняшней жизни. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением. Что делать, если ребенок 3-4-го класса читает по слогам? Какие приёмы использовать в работе с ребенком школьного возраста, у которого сам процесс чтения вызывает раздражение, а иногда и отвращение? Как же выработать интерес к чтению и совершенствовать технику чтения? Это очень серьезная проблема и должна она решаться комплексно. Хотя за длительное время существования человечества и было разработано огромное количество различных технологий, методик по формированию и совершенствованию навыка чтения, по выработке интереса к чтению, эта проблема остается актуальной и на современном этапе развития общества.
Слайд 3Трудности в формировании навыка чтения
Трудности в формировании навыка чтения могут быть
вызваны причинами различного характера
нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
нарушением зрительно – моторной координацией;
Нарушением моторики, графомоторных навыков;
Нарушением слухового, зрительного, фонетико – фонематического восприятия;
Нарушением произвольного внимания;
Нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
Нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных представлений.
Задача: Преодоление негативного отношения к чтению, на уроках.
Слайд 4Упражнения по развитию навыка чтения
Навык чтения характеризуется такими качествами , как
сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в практической работе нужно использовать специальные упражнения, которые целесообразно включать в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит на урок оживление , делая его более интересным и эмоциональным. Все упражнения можно разделить на четыре группы:
Для развития осознанного чтения;
Для формирования правильности чтения;
Для развития беглости чтения;
для выразительности чтения.
Слайд 5I. Упражнения для развития осознанного чтения
Первая группа – логические упражнения.
Какое слово лишнее и почему?
_ Красивый, синий, красный, жёлтый;
_ Минута, время, час, секунда;
_ дорога, шоссе, тропинка, путь;
_молоко, сметана, простокваша, мясо;
Чем похожи следующие слова?
_ Утюг, вьюга, пачка, часы, лампа, стакан;
_ Кошка, пушка, мишка, лапша, вышка;
_ Ёлка, маяк, поют, Яша.
составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
_Змея, рама;
Слайд 6_ утконос, мозаика;
_ Пуговица, молоток, лава;
_Укор, бузина, канава;
_ Поворот, порошок, канава;
_
Чемодан, золото, мукомол;
_ носорог, корова, корка.
Слайд 7 Даны три слова. Первые два находятся а определенной связи. Между
третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.
_Песня – композитор; самолёт - ? (аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель);
_ Школа – обучение; больница - ? (доктор, ученик, лечение, учреждение, больной);
_ Нож – сталь; стул -? (вилка, дерево, стол, пища, скатерть);
_ Лес – деревья; библиотека - ? (город, здание, библиотекарь, театр, книги);
_ Утро – ночь; зима - ?(мороз, день, январь, осень, сани).
Раздели слова на группы.
_ Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;
_ Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;
_ Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша;
_ Мак, липа, клён, ромашка, береза, ландыш, дуб
Слайд 8Вторая группа – игры по составлению слов со словами.
Найди слово
в слове
_ Гроза, газета, кустарник;
_ Поднос, шоколадка, шутка;
_Щепка, ярмарка, часовщик;
_ Луковицы, хлебница, призёр;
_ Полка, зоопарк, раковина.
Подбери пару
Загар золотистый
Звонок занимательный
Забор знаменитый
Зубр звонкий
Задача зрелый
Земляника зеленый
Слайд 9Третья группа – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
Составь
текст (перестановка предложений).
Тексты подбираются к теме урока.
Составь предложения (3-4) к теме урока.
В школе
Школа, класс, парты, дежурный, тетрадь, пенал, урок.
Четвертая группа – работа с текстом (учебник).
Прочитай текст, самостоятельно ответь на вопросы, написанные на доске.
Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответь на второй вопрос (вопросы написаны на доске).
Задай вопрос по тексту или по части текста.
Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
Работа над заголовком.
_ Докажи что заголовок, выбран правильно, сопровождая его текстом.
Слайд 10_ Выбери заголовок из предложенных.
_ Расставь заголовки частей по порядку
содержания текста.
_Подбери к заглавию часть текста.
_ Озаглавь части.
_ Выборочное чтение.
_Пересказ по вопросам и без них.
_ Составление плана текста
Слайд 11II. Формирование правильности чтения
Первая группа – упражнения направленные на развитие внимания,
памяти.
Назови картинки – 5 предметов (далее больше).
Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трёх, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось.
Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).
_ бочка – почка, дочка – ночка, бак – мак, дочка – ночка, ель – гель, бинт – винт, тапки – шапки, танки – санки, кочка – кошка, плач – плащ, цвет – свет, рожки – ложки, рейка – лейка, миска – мишка.
Придумай на данный звук названия продуктов, из которых можно приготовить обед.
Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета в котором один слог, два слога, три слога, четыре слога.
Слайд 12Вторая группа – упражнения со словами.
Чтение слов отличающихся одной буквой.
_
Мел – мель- мыл – мыль - мал – мял;
_ Мышка – мошка – мишка - миска.
Чтение слов в написании которых имеются одинаковые буквы.
_ Куст – стука, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.
Чтение слов имеющих одинаковые приставки, окончания.
_ Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев: красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; Кукла, мама, папа, ложка.
Слайд 13III. Упражнения для развития беглости чтения.
Первая группа - упражнения для расширения
зрения.
Работа по созерцанию зеленой точки.
На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
Чтение столбиков с трафаретами.
Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках. В столбиках I класса – 3-5 слов, II класса- 10-12 слов, III класса – 15-18 слов, IV класса – 20-25 слов.
Слайд 14Вторая группа – упражнения для активизации органов речи.
Артикуляционная гимнастика.
а.
гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;
б. слова, трудные для произношения.
Скороговорки.
Чистоговорки.
Различные виды чтения.
_Чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
_ Хоровое чтение;
В лесу
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
_ Чтение в парах;
_Чтение одновременно с ведущим;
_ Чтение с убыстрением темпа;
_ Чтение с переходом на незнакомый текст;
_ Чтение в темпе скороговорки
Слайд 15IV. Упражнения для развития выразительности чтения
Чтение слова с разными оттенками
интонации;
Упражнения для дыхания;
держи шарик(ватный шарик) перед губами, сделай трубочку из губ, выдыхай плавно через вытянутые вперед губы;
держи шарик (ватный) перед губами, сделай из языка «лопаточку», выдыхай плавно на шарик с лопаточки;
Держи шарик (ватный) у носа, подними широкий язык к верхней губе, обними им губу, выдыхай резко на кончик языка.
упражнения для развития голоса;
Укачиваем куклу а-а-а (тихо, громко);
Болят зубки о-о-о (тихо, громко);
Вьюга начинается у-у-у (тихо, громко)
Упражнения для дикции;
Чтение передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста;
Чтение по ролям, в лицах.
Слайд 16Заключение
Таким образом, используя специальные упражнения на уроках чтения. У обучающихся
появится положительный результат, и интерес навык к чтению. И свой семинар я хочу закончить такими красивыми словами В.А. Флёрова
«Читать душой, читать – чувствовать, читать – жить».