Слайд 1Альбом диагностики речи и неречевых функций
Выполнила студентка 3 курса
Заочной формы
обучения
направление подготовки 44.03.03
Профиль «Логопедия»
Кассина анна владимировна
Слайд 2Фонетическая сторона речи
В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена.
Для этого детям младшего возраста можно дать картинку с простым сюжетом, но такую, чтобы на ней были изображены предметы и действия, в названиях которых есть все группы звуков .Ребенок отвечает на вопросы по картинке, а воспитатель отмечает дефекты его произношения в тетради на заранее подготовленной странице. С левой стороны в столбик проставлены в определенной последовательности группы звуков:
I — свистящие: с, з, ц, с', з’;
II — шипящие: ш, ж, ч
III — сонорные: л, л’ р, р’ j
IV — заднеязычные: к, г, х, к', г', х’;
V — звонкие: в, б, и др.;
VI — мягкие: г', д', н' и др.
Справа напротив каждого звука записываются дефекты его произношения.
Для исследования произношения звуков в словах необходимо иметь набор специальных предметных картинок. Ребенку предъявляются для называния картинки с изображением предметов, в названиях которых проверяемый звук находится в разных позициях – в начале, конце, середине слова, при стечении согласных.
Слайд 3Свистящие с , с’ , з , з’ , ц
Слайд 4Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия
1. Повторение слоговых рядов (рот у
логопеда закрыт экраном):
да – та – та __________ ка – га – га _______________
ба – па – ба ___________ ко – го – го _______________
то – то – до _________ бу – бу – пу ______________
вы – ви – вы __________ ма – мя – мя _____________
2. Различение слов со сходным звуковым составом:
кот – ток _____ тень – день ________ бочка – почка ______
том – дом ______ коза – коса _______ мышка – мишка _______
суп – зуб ______ рак – лак _________ корка – горка _________
3. Определение звука в ряду других звуков ________________________
(хлопни в ладоши, если услышишь звук …)
Слайд 5Общее звучание речи
Ребенку предлагается рассказать стихотворение, составить рассказ по серии сюжетных
картинок, побеседовать с логопедом.
Отметить:
- характерные особенности голоса: по силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий; по высоте – нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный; по тембру – с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый;
- тип и продолжительность дыхания (положить ладонь на область диафрагмы ребенку во время речи). Отметить характеристику речевого дыхания (по результатам произношения фразы, состоящей из 3 – 4 слов (для детей 5 лет), 4 – 6 слов ( для детей 6 – 7 лет). Грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох; - выразительность речи: дикция – отчетливая, смазанная, невнятная; темп – нормальный, ускоренный, замедленный; ритм – норма, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно).
Слайд 6Слоговая структура слова
1. Произношение слов со сложной слоговой структурой:
сковорода _______ милиционер
__________ остановка _________
аквариум _______ велосипед _________ космонавт ______________
градусник ___________
2. Повторение предложений:
Милиционер стоит на перекрестке _________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию по городу __________________________
Троллейбус остановился на перекрестке _____________________________
Жираф живет в зоопарке __________________________________________
Вывод: _____________________________________
Слайд 7Состояние лексической стороны речи
1. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки:
гроза ____
венок ____ пылесос _____ корни _____ аквариум _____ тротуар _____ винегрет _____ клумба _____ сердитый _______ острый ______ томатный _____ седой ________
2. Называние предмета и его частей:
стул (ножки, сиденье, спинка) ____________________________________
чайник (крышка, ручка, носик, донышко) ___________________________
машина (кабина, кузов, колеса …) ________________________________
3. Употребление обобщающих слов:
овощи ___ мебель __________ домашние животные ________
фрукты _____ посуда __________ дикие животные _________
одежда ____ цветы __________ грибы ________
обувь _____ деревья ________ рыбы _________
транспорт __ профессии ______ бытовые приборы _______
ягоды______ насекомые _____ продукты ______________
4. Называние детенышей животных и птиц:
кошка ____ лиса ____ курица _____ корова ___ заяц ____ гусыня _____ собака ____ медведь ___ утка ____ коза _____ волк __ овца ___лошадь ____ свинья _____ белка ___
Слайд 8изучение грамматического строя речи
Методические указания:
Необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение
самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.
Задание № 1. Понимание грамматических структур.
Материал: кукла, фигурка животных. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. (Например: уложи маленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком; утка убежала, прежде чем ее схватил волк; собака кусает медведя, который схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить ее и др.)
Задание № 2. Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных.
Материал: картинки с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задания предлагаются в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей (У лисы — лисята, у лисы много лисят и др.).
Задание № 3. Изменение имён существительных по числам. Задания предлагаются в форме игры «Один-много». Стол – столы, окно - …, стул - …, рука - …
Слайд 9Состояние связной речи
(образцы детских рассказов обязательно записываются)
1. Составление рассказа по картине_________________________________
2.
Составление рассказа по серии картин ____________________________
3. Пересказ_____________________________________________________
Вывод: _________________________________________________________
(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; нераспространенные предложения; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)
Слайд 10Изучение словарного запаса детей.
Методические указания
Необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее
точное слово, употреблять обобщающие слова.
Задание № 1. Классификация понятий.
Материал; картинки с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.
Задание. № 2. Подбор антонимов.
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Например: грустный-веселый, молодой-старый, тонкий-толстый, трусливый-смелый.
Задание № 3. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Например: веселый, старый, большой, идти, бежать, разговаривать.
Задание № 4. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предлагают слова: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?)
Слайд 11Исследование слухового внимания и восприятия
Производится в процессе узнавания и различения звучания
музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении направления источника звука.
Ребенку предлагается определить, какая игрушка звучала: посмотреть и послушать звучание двух различных игрушек (например, дудочки – барабана, виолы - бубна). Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звучание донной из игрушек. Повернувшись, ребенок показывает, какая игрушка звучала, или называет ее.
Далее ребенок определяет направление звука (звучащей игрушки). Логопед позади ребенка ударяет в бубен или звенит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева. Ребенок называет или показывает направление звучания.
Слайд 12Исследование состояния восприятия речи
Проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий
(содержащих последовательно данных инструкций, например: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами»).
Исследование зрительного восприятия
Определяется предметный гнозис. Ребенку предлагается посмотреть на окружающие предметы или на предметные картинки и назвать их.
Устанавливается цветовой гнозис. Ребенок называет и дифференцирует основные цвета и их оттенки. Логопед перед ребенком выкладывает цветные квадраты.
Другой прием может проводиться при выполнении следующих заданий: соотношение картинки с цветовым фоном. Перед ребенком лежит квадратный лист картона красного цвета и предметные картинки разного цвета, например, красный помидор, свекла, клубника, зеленый огурец, желтый цыпленок, белая снежинка. Ребенку надо отобрать изображения красного цвета и положить их на красный квадрат.
Слайд 13Исследование пространственного праксиса
Ребенку предлагается показать правую, левую
руки; правую, левую сторону. Выполняются речевые пробы Хэда («Покажи правой рукой правое ухо»; «… правый глаз»; «… левое ухо» «… левый глаз». «Покажи левой рукой левое ухо»; «… левый глаз»; «правое ухо»; «… правый глаз».) Инструкцию даются в разбивку. Показ предметов впереди, позади, вверху, внизу.
Ребенку предлагают сложить разрезные картинки из 2, 4, 6, частей;
Сложить фигурки из палочек (по образу, по памяти).
Исследование состояния моторики.
Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах; прыжков (попеременно) на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать).
В выводах отмечается: объём выполняемых движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность).
Слайд 14Исследование состояния ручной моторики
Проводится в процессе выполнения заданий на определение:
а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот); соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем);
б) кинетической основы движений (поочерёдное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; «пальчики здороваются», «игра на рояле», одновременное изменение положений кистей рук: одна сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами; «кулак – ребро – ладонь».
В выводах отмечается: объём движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность); наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, способность к переключению движений.