Слайд 1Методы и приёмы
по коррекции
оптической дисграфии
у детей с ОВЗ.
Презентация
учителя – логопеда
специальной (коррекционной) школы 8 вида г. Лобня
Сакаевой Натальи Витальевны
Слайд 2Содержание:
Актуальность темы
Направления работы при устранении оптической дисграфии
Задания для развития зрительного гнозиса
Задания
по развитию буквенного гнозиса
Заключение
Список литературы
Слайд 3Актуальность
В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений
письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носят системный характер, поскольку у них оказывается несформированной речевая система в целом: лексика, фонетика, грамматика.
В письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются ошибки оптического характера. Оптические ошибки связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза. В основе подобных ошибок лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственных представлений, а также левшество скрытое и истинное.
Оптическая дисграфия - связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Заменяются графически сходных рукописные буквы; зеркальное написание букв; пропуски элементов; лишние и неправильно расположенные элементы.
Учитывая психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендуется коррекционную работу по устранению ошибок в письменной речи строить на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов.
Слайд 4 В школе уделяется много внимания формированию зрительного восприятия и
исправлению его дефектов. Это предусмотрено содержанием учебных программ коррекционной школы.
При оптической дисграфии у детей с ОВЗ наблюдаются:
нарушения зрительного восприятия;
неточность представлений о форме, величине, цвете;
трудности оптического и оптико – пространственного анализа;
недифференцированность оптических образов букв.
Слайд 5Направления работы при устранении оптической дисграфии:
Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного
гнозиса).
Развитие буквенного гнозиса.
Слайд 6
Задания
для развития
зрительного гнозиса
Слайд 7«Назвать предметы по их контурам».
Слайд 8«Найди тени животных и игрушек».
Слайд 9«Назвать недорисованные предметы».
Слайд 10
Раскрась картинки.
Гриб – коричневым и желтым цветом.
Елочку – зеленым.
Вишни – бордовым и зеленым. Яблоко – зеленым.
Тучу – серым. Грушу – оранжевым.
Лимон – желтым.
Слайд 11Назвать перечеркнутые изображения.
Слайд 12
Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга
Слайд 13Определить, что неправильно нарисовал художник
Слайд 14
Распределить изображения предметов по их реальной величине.
Слайд 16Дорисовывание симметричных изображений
Слайд 17Составление разрезанных на части картинок ( на 2,3,4,5,6)
Слайд 20
Рассмотри предметы
и назови их форму.
Соедини сходные по форме предметы
линиями одного цвета.
Слайд 21Рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги.
Соедини предметы верхнего и
нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз.
Слайд 22Соедини предметы левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо.
Слайд 23Дополнение рисунка
Дается задание дополнить рисунок. Например: нарисовать справа вверху солнце, слева
– от домика забор, справа от домика дерево, слева впереди нарисовать цветы, а справа впереди лужу и т.д.
Слайд 25
Задания
по развитию буквенного гнозиса
Слайд 26«Расставь буквы».
1. Под картинкой напиши соответствующую букву.
М — под месяцем,
О — под облачком,
Д — под деревом.
Слайд 27
2. Под каждой буквой нарисуй соответствующую картинку (под Г — грибочек,
под Л — листочек, под К — капельку).
Г Л Г К Г Л К Г К Л Л Г
Слайд 283. Под каждой буквой нарисуй значок (под А — «-», под
Б — «+», под В — «=»).
А В Б А Б В А А Б В
Слайд 29
Рассмотри и назови
каждую букву и ее цвет.
А У И Ы
Э М К Т П Ц Б
Слайд 30«Буквы из палочек».
Сложи фигуру из семи палочек:
• убери одну палочку так,
чтобы получились буквы Б, О;
• убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, R Н; Ь, У;
• убери три палочки так, чтобы получились буквы С.Ч;
• убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г;
• переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы.
Слайд 32
Игра «Ошибка Незнайки»
Какую букву Незнайка написал неправильно.
Слайд 33Обвести контурные изображения букв
Слайд 34
Показать, правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
Слайд 35
Показать по таблице заданные буквы; показать, с какими буквами путает, чем
они отличаются.
Слайд 36Найди слова.
Каждое слово написано своим шрифтом, найди и прочитай слова.
Д
К С О Ы О М Т М
Слайд 39Вставь пропущенные буквы
в слова .
Проведи линии от каждой пчелки с
символом буквы к подходящему слову.
Слайд 40Восстановить слова из букв.
ОНС ИСАЛ ГВОНА
МОД
УЛНА КАИГН
АКМ КАУТ ВЫЛНО
РЫС ГАИР КШАКО
АРК ФАКШ ВРОПА
Слайд 41«Найди животных».
Найди буквы среди цифр и прочитай слова.
9Б2А54Р81С6
7Б2Е9348Л78К56А87
1948Ё984Ж87924
Слайд 42Исправь одну букву и прочти слово.
Слайд 45
Анализ смешиваемых букв с использованием мнемонистических приемов.
б – похожа на белку,
такой же хвост; как слово «белка» начинается на звук Б
д - похожа на дятла, сидящего на стволе дерева; слово «дятел» начинается на звук Д
Буква Е как будто ЕЕЕдет по строчке вперед, а вот буква З едет ЗЗЗадом
Слайд 46
Допиши «хвостики»
буквам б – д
и прочитай слова
оант
оазар оушно оорога
оилет руоашка раоота раоуга
гвозоики орошка загаока оаоушка
Слайд 47Закончи предложения:
допиши слова с буквами б – д.
Ребята набрали
в лесу много … .
В магазин привезли карандаши и … .
Боря сделал игрушки из цветной … .
У Даши красивая … .
Слайд 48Цель упражнений:
Все эти упражнения как бы «бьют в одну цель». При
их выполнении ребенок должен постоянно думать об особенностях начертания букв, находить в них не только сходство, но и различие.
В конечном итоге это и обеспечит прочное усвоение букв.
Слайд 49Особенность предлагаемых упражнений:
Все упражнения проводятся устно, без записи ребенком смешиваемых букв(за
исключением написания в воздухе), что далеко не случайно.
Переход к письму возможен лишь после четкого уяснения ребенком различий между смешиваемыми им буквами.
Прежде, чем писать, нужно точно знать, как именно пишется каждая из букв.
Только при этом условии может быть гарантировано правильное написание ребенком оптически сходных букв.
Слайд 50Список литературы:
Белошеева А.А, Голышева В.В. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения
у детей. Серия «В семье больной ребенок»Пермь,: Здравствуй 2009 г
Мазепина Т.Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах. Серия «Мир нашего ребенка». Ростов на Д., Феникс, 2002 г.
Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения,задачи, игры, тесты. Ч.1 Волгоград , изд-во Гринина А.Е., 2001 г.
Хрестоматия по логопедии извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Под редакцией Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. М. Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 1997 г.
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство “ ГНОМ и Д ”, 2007.
Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. -СПб.: КАРО, 2006.
Елецкая О. В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени: методическое пособие/ Науч. ред. О. В. Защиринская.- СПб.: Издательство 2 Речь”, 2005
Задания и упражнения из методической копилки учителя –логопеда МБСКОУ СКОШ г. Лобня Сакаевой Н.В.