Слайд 1учитель-логопед
Ильяшенко Лидия Вячеславовна
Использование фонетической ритмики на индивидуальных логопедических занятиях.
Слайд 2«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма»
Э. Жак-Далькроз
Слайд 3Эмиль Жак-Далькроз Émile Jaques-Dalcroze Имя при рождении: Émile Jaques
Род деятельности: композиторРод
деятельности: композитор, педагогРод деятельности: композитор, педагог, создатель ритмики
Годы жизни: 6.07.1865 – 1.07. 1950 г. г.
Место рождения: ВенаМесто рождения: Вена, Австро-Венгрия
Подданство: Швейцария
Слайд 4Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения
(корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Слайд 5Учебник Г. А. Волковой — первая книга в нашей стране, посвященная
проблемам логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией.
Волкова Галина Анатольевна – кандидат педагогических наук, профессор.
Слайд 6Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике:
соединить работу
речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Слайд 7Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической
ритмике направлены на:
нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Слайд 8РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ.
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов
на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами:
1. Напряжённость;
2. Интенсивность;
3. Время.
Слайд 23РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ
И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ
Упражнения на развитие дыхания,
которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
Слайд 24Стихи с движениями
Ёж и елка долго спорят,
Долго спорят ЁЖ и Ёлка:
У
кого длинней иголки, У Ежа или у Елки…
Мимо проходил как раз
Их приятель – дикобраз.
Подмигнул Ежу и Ёлке,
Он поднял свои иголки.
Бедный Ежик на мгновенье
Онемел от удивленья.
И сказал Елке
Вот иголки, так иголки!
Слайд 25РАБОТА НАД ГОЛОСОМ
Главным требованием к навыкам пользования голосом в речи является
соблюдение его нормальной силы и высоты без грубых отклонений от нормального тембра.
Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.
Слайд 26РАБОТА НАД РИТМОМ
Одной из задач фонетической ритмики является развитие
чувства ритма у детей с целью использования его для формирования и коррекции произношения. Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнениями формируют у детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи.
Слайд 27Работа над текстом
Прохлопывание ритмов ́— — , — ́—
с одновременным проговариванием:
слогов слов предложений
та́та — тата́ но́ги — нōга́ ма́ма пришла́
па́па — папа́ ру́ки —рука́ ма́ма ушла́
п́апо — папо́ го́ры — гōра́ па́па пришел
па́пу —папу́ ко́зы — кōза́ па́па ушел
па́пи — папи́ со́вы — сōва́
па́пэ — папэ́
Слайд 28РАБОТА НАД ТЕМПОМ
Задачи обучения темпу речи на занятиях фонетической ритмики составляют
формирование умения:
двигаться в заданном темпе;
чередовать движения в различном темпе;
сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.
Большое значение для нормализации темпа имеет выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.