Презентация, доклад по логопедии Формируем правильное звукопроизношение

Содержание

Крик;Гуление;Лепет;Слово;Фраза;Связная речь Онтогенез развития речи в норме

Слайд 1«Формируем правильное звукопроизношение»
Ильяшенко Лидия Вячеславовна
Учитель-логопед, психолог

«Формируем правильное звукопроизношение»Ильяшенко Лидия ВячеславовнаУчитель-логопед, психолог

Слайд 2Крик;
Гуление;
Лепет;
Слово;
Фраза;
Связная речь
Онтогенез развития речи в норме

Крик;Гуление;Лепет;Слово;Фраза;Связная речь Онтогенез развития речи в норме

Слайд 31 год – появляются однословные предложения, 10 слов; 1 год 3 месяца – запас

слов до 30; 1 год 6 месяцев – запас слов до 40 – 60, легко повторяет часто слышимые слова; 1.5 – 2 года – первый период вопросов «что это?», «куда?», «где?»; 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из двух-трех слов; 2 года 6 мес. – многословные предложения; 2. 5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков; 3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам; 3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков; 4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000. 4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают. 5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500. 6 лет – используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.

Этапы развития речи дошкольника

1 год – появляются однословные предложения, 10 слов; 1 год 3 месяца – запас слов до 30; 1 год

Слайд 5Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных

отклонений в поведении являются следующие:
- нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи;
- нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;
- нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);
- неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

Причины возникновения нарушений звукопроизношения

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие:- нарушения

Слайд 6Патологические нарушения звукопроизношения. Их признаки.
1. Нарушения звукопроизношения – это отклонения

в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Патологические нарушения звукопроизношения:
1) Не соответствуют возрасту, самостоятельно не исчезают;
2) Требуют логопедического вмешательства.
К ним не относятся: особенности иноязычной речи, диалектизмы, возрастные (физиологические) нарушения.
2. Основные механизмы нарушения звукопроизношения.
Вызваны незрелостью артикуляционной моторики, обусловленной замедленным темпом созревания нервной системы, анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата, неблагоприятными социальными факторами (при дислалии). Элементарные моторные функции сохранны.
2)Вызваны нарушением или недостаточной иннервацией речевой мускулатуры (при дизартрии).
Патологические нарушения звукопроизношения. Их признаки. 1. Нарушения звукопроизношения – это отклонения в речи говорящего от языковой нормы,

Слайд 7Физиологическое нарушение звукопроизношения. Критерии определения.
Физиологические нарушения звукопроизношения – неправильное произношение в

возрасте 3-5 лет, обусловленное возрастной незрелостью речедвигательного аппарата и фонематического восприятия.
Для физиологического нарушения звукопроизношения характерно:
Смягчение согласных (максимум до 3.5-4 лет);
Отсутствие шипящих;
Замены Л на Й или Ль, замены Р на Й, Ль, Л;
Не относятся к ФНЗ никакие виды искажений звуков: боковое или межзубное произнесение свистящих или шипящих, велярный (горловой) или увулярный Р. Не характерно: замены заднеязычных переднеязычными, замены мягких – твёрдыми (тётя- тота и т.п.).

Физиологическое нарушение звукопроизношения. Критерии определения. Физиологические нарушения звукопроизношения – неправильное произношение в возрасте 3-5 лет, обусловленное возрастной

Слайд 8Фонематический слух –
способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е.

слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Причины нарушения фонематического слуха могут быть механические (органические) и функциональные.  Механические нарушения фонематического слуха вызываются органическими дефектами речевого аппарата, его костного и мышечного строения. Это: укороченная подъязычная связка; малоподвижный большой язык; слишком маленький и узкий язык; вялость мышц передней части языка; дефекты строения челюсти:  - прогнатия;  - прогения;  - открытый прямой прикус;  - открытый боковой прикус;  - неправильное строение зубов; неправильное строение неба: (готическое узкое, высокое;  низкое, плоское; толстые губы с отвислой нижней губой или укороченной малоподвижной верхней).  К функциональным причинам нарушения фонематического слуха относятся:  - неправильное воспитание речи ребенка в семье, в которой взрослые “сюсюкают” с малышом;  - подражание людям с неясной и косноязычной речью;  - двуязычие в семье; педагогическая запущенность;  - недоразвитие фонематического слуха; долгое сосание соски, вследствие чего образуется недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, нижней челюсти; снижение слуха. 
-локальное поражение мозга, сенсорные отделы(афазия)

Фонематический слух –способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.Причины

Слайд 9Анатомические дефекты
укороченная подъязычная связка; малоподвижный большой язык; слишком маленький и узкий

язык; вялость мышц передней части языка; дефекты строения челюсти:  - прогнатия;  - прогения;  - открытый прямой прикус;  - открытый боковой прикус;  - неправильное строение зубов; неправильное строение неба: (готическое узкое, высокое; низкое, плоское; толстые губы с отвислой нижней губой или укороченной малоподвижной верхней).
Анатомические дефектыукороченная подъязычная связка; малоподвижный большой язык; слишком маленький и узкий язык; вялость мышц передней части языка;

Слайд 11Нарушение нормального функционирования
-гипертонус
-гипотонус
-тремор
-девиация
-синкенезии
-гиперкинезы

Нарушение нормального функционирования-гипертонус-гипотонус-тремор-девиация-синкенезии-гиперкинезы

Слайд 12Специфика логопедического обследования
2. Выявление

анатомических особенностей артикуляционного аппарата и факторов, осложняющих дыхательную функцию.
Анатомические дефекты не всегда являются первопричиной нарушений звукопроизношения, но всегда предрасполагают к нарушениям и осложняют процесс исправления звукопроизношения.
При установлении ортодонтического диагноза логопедическая работа должна проводиться параллельно с ортодогтической коррекцией.
Наличие аденоидных вегетаций, полипов и т.д. (Отмечается отрицательное воздействие в процессе исправления межзубных свистящих).


Специфика логопедического         обследования2. Выявление анатомических особенностей артикуляционного аппарата и

Слайд 13Медицинская карта
Заключение невролога
Заключение психолога
Аудиометрические исследования
ЭЭГ, МРТ
Документация для диагностики

Медицинская картаЗаключение неврологаЗаключение психологаАудиометрические исследованияЭЭГ, МРТДокументация для диагностики

Слайд 141.Сбор данных о ребенке (речевые неречевые симптомы)
2.Анализ полученных данных, предварительно вы

классифицируете и обобщаете полученные знания.
3.Процедура обследования (Просодика. Строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Фонетика)
4.Логопедическое заключение
5.Рекомендации
6.План работы с ребенком

Последовательность диагностики

1.Сбор данных о ребенке (речевые неречевые симптомы)2.Анализ полученных данных, предварительно вы классифицируете и обобщаете полученные знания.3.Процедура обследования

Слайд 15 Исправление нарушений

звукопроизношения Подготовительный этап

I. Подготовительный этап: работа ведётся одновременно по нескольким направлениям.
Развитие двигательных функций в общей и мелкой моторике, развитие тактильной чувствительности.
Нормализация мышечного тонуса, подготовка артикуляционного уклада.
1) Нормализация мышечного тонуса - это основа, на которой формируются движения для произнесения звуков. Используются:
массаж;
физиопроцедуры: электрофорез на органы артикуляции (при отсутствии противопоказаний)
2) Подготовка артикуляционного уклада с использование артикуляционной гимнастики разных видов:
глобальная гимнастика для развития всех мышц (необходима при дизартрии МДР);
дифференцированная гимнастика для разных групп звуков (комплекс упражнения для шипящих, свистящих и т.д.). Используется при дислалии.

Исправление нарушений          звукопроизношения

Слайд 16 Подготовительный этап
Цели гимнастики:
Развитие мышц артикуляционного

аппарата (их силы, точности и координированности), подготовка к повторению сложных движений, необходимых для правильного произнесения звуков.
Формирование у ребёнка способности произвольно управлять своим артикуляционным праксисом.
Всё, что связано с формирование двигательного навыка, предусматривает тренинг (повторение, закрепление).

Подготовительный этапЦели гимнастики:Развитие мышц артикуляционного аппарата (их силы, точности и координированности),

Слайд 17Подготовительный этап: общеразвивающая гимнастика
Требования к проведению гимнастики:
Все упражнения выполняются строго

под счёт
Нагрузка постепенно увеличивается до 15-20 или за счёт увеличения количества подходов
Исходное положение при проведении упражнений: улыбнуться, открыть рот и удерживать это положение при проведении всего упражнения
Ребёнок должен постепенно понять основные фазы при выполнении упражнения: подготовка (улыбнулись и открыли рот), вход в движение, его удержание и выход.
1. Для щёк: «шарики», «сдутые шарики», чередование и т.д.
2. Для губ: лягушка, слонёнок, их чередование; слонёнок пьёт водичку, слонёнок фыркает; полоскание зубов, кролик и т.д.
Полезны упражнения с голосом и без на гласных звуках: А-У (8-10 раз), И-У, А-И-У и т.д.
Силовые упражнения и упражнения для губ с сопротивлением:
3. Для языка: дразнилка, облизывание губ с постепенным их раскрытием, змейка, часики, месим тесто, расчёска, футбол, ёжик, лошадка, качели («на улице и дома»).


Подготовительный этап: общеразвивающая гимнастикаТребования к проведению гимнастики: Все упражнения выполняются строго под счётНагрузка постепенно увеличивается до 15-20

Слайд 18 Подготовительный этап
3. Развитие фонематического слуха.
Фонематический слух

формируется в процессе речевого развития.
Функции фонематического слуха:
обеспечивает процессы узнавания фонем в речевом потоке, их различения, контроль за собственной речью.
- Чем лучше ребёнок слышит и выделяет звук в разных положениях, тем быстрее вводит в речь. Полезны упражнения на умение выделять звук в ряду других звуков, слогов, слов. Д/и « Ловишки».
Необходимо тренировать умение улавливать разницу между правильным и искажённым произношением. Д/и «Хороший и злой насосы».
Фонематический слух будет развиваться в процессе автоматизации звука при соблюдении определённых условий: закрепляемый звук в процессе автоматизации должен произноситься длительно, с выделением. ССССок, коСССЫ, пуШШШка РРРРот.
В зависимости от возраста ребёнка, его уровня развития, этапа работы логопед занимается развитием всех фонематических процессов: фонематического слуха (всех его функций), фонематических представлений, фонемного анализа.

Подготовительный этап3. Развитие фонематического слуха.Фонематический слух формируется в процессе речевого развития. Функции

Слайд 19 Подготовительный этап
4. Работа над дыханием.
Воздушная

струя является генератором звука и её дефицит влияет на произношение практически всех звуков, особенно вибрантов, переднеязычных щелевых согласных.
Задачи: различение носового и ротового вдоха и выдоха, удлинение ротового выдоха, выработка сильной направленной воздушной струи, развитие у ребёнка способности произвольно управлять своим дыханием в зависимости от поставленных логопедом задач.
5. Отработка опорных звуков.
Опорные или постановочные звуки помогают языку занять нужное положение, экономят физические усилия ребёнка.
Для Ш: Т, Р; для С: Ф, И; для Р: Т, Д; для Л: А и т.п.

Подготовительный этап4. Работа над дыханием. Воздушная струя является генератором звука и её

Слайд 20 Этап постановки звуков
1. Порядок постановки

звуков.
Постановку и уточнение звуков начинают в определённой последовательности. Разные авторы предлагают разный порядок работы над звуками.
« В соответствии с законами дифференциации … прежде надо обучать звукам наиболее физиологически отдалённым один от другого, начиная с более простого из них. Например, сначала… губные (п,б,м), затем заднеязычные (к,г,х), затем преднеязычные…» М.Е. Хватцев
Порядок звуков, предложенный Богородицким В.А: губно-губные П,Б,М; переднеязычные (язычно-зубные) Д,Т,Н; заднеязычные К.Г; переднеязычные щелевые С.З; В,Ль,Ф,Х,Ц; переднеязычные (язычно-передненёбные) Ш,Ж,Ч,Щ; язычно-альвеолярные Л,Р.
А.И. Богомолова («Нарушение произношения у детей») советует свистящие ставить после шипящих, т.к. произнесение С требует более сильной воздушной струи, чем при Ш.
2. Логопед часто сам принимает решение о порядке работы над звуками, учитывая не только их сложность, но и индивидуальные особенности ребёнка. Также помогает знание о сложных и простых звуках с точки зрения физиологии и взаимосвязи звуков
Гласные и М,Н – легче всех; взрывные легче щелевых; самые сложные щелевые (свистящие и шипящие) и вибранты
-среди щелевых легче всех Ф,В,Х, базовый – Ф, т.к. даёт нужную струю
Среди язычных – базовый звук Т.
- Глухие легче звонких.

Этап постановки звуков1. Порядок постановки звуков. Постановку и уточнение звуков начинают

Слайд 21 Этап постановки звуков
Понятие о взаимосвязи движений

губ и языка.
Чтобы выдвинуть язык вперёд (для С, З,Ц), надо шире улыбнуться;
Чтобы оттянуть язык немного назад от верхних резцов (для Ш), надо выдвинуть и округлить губы. Но надо учитывать, что при дизартрии и МДР положение губ в виде рупора может провоцировать сужение языка в средней часть, поэтому рекомендуют ставить Ш в положении оскала;
При межзубном С сочетание КС помогает перераспределить массу языка вглубь рта;
Понимание артикуляции гласных подсказывает правильный порядок гласных при автоматизации согласных. Например, сначала отрабатывается согласный с А, т.к. при А меньше всего работают язык и губы, он меньше всего влияет на соседние звуки. Потом берётся Ы, губы также в нейтральном положении, работает средняя часть языка. Потом – У и О, т.к. губы вытягиваются и язык отодвигается назад.
Этап постановки звуков Понятие о взаимосвязи движений губ и языка.Чтобы выдвинуть язык вперёд

Слайд 22СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть