Презентация, доклад по логопедии Формирование фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (2 класс)

Содержание

Фонематические процессыФОНЕМАТИЧЕСКИЙСЛУХФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙАНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Учитель-логопед:

Цыремпилова
Милена Даши-Цыреновна
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮУчитель-логопед: Цыремпилова

Слайд 2Фонематические процессы
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ
СЛУХ
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ
ВОСПРИЯТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Фонематические процессыФОНЕМАТИЧЕСКИЙСЛУХФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙАНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Слайд 3ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ТОНКИЙ СЛУХ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ РАЗЛИЧАТЬ И УЗНАВАТЬ ФОНЕМЫ РОДНОГО

ЯЗЫКА.

Стадии развития фонематического слуха:

формирование способности различать неречевые звуки;

различать речевые звуки.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ТОНКИЙ СЛУХ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ РАЗЛИЧАТЬ И УЗНАВАТЬ ФОНЕМЫ РОДНОГО ЯЗЫКА. Стадии развития фонематического слуха: формирование

Слайд 4ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ -СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ ФОНЕМЫ РОДНОГО ЯЗЫКА И ОПРЕДЕЛЯТЬ ЗВУКОВОЙ СОСТАВ

СЛОВА.

Ступени формирования фонематического восприятия:

первая - уметь узнавать звук в слове;
вторая - выделять первый и последний звук в слове;
третья - определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ -СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ ФОНЕМЫ РОДНОГО ЯЗЫКА И ОПРЕДЕЛЯТЬ ЗВУКОВОЙ СОСТАВ СЛОВА.  Ступени формирования фонематического восприятия:

Слайд 5ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - ОПЕРАЦИЯ МЫСЛЕННОГО РАСЧЛЕНЕНИЯ НА СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ (ФОНЕМЫ -

ЗВУКИ) РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ:

определение порядка звуков в слове;
выделение основных качественных характеристик звуков (гласный-согласный, мягкий - твёрдый, звонкий - глухой).
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ - операция мысленного составления (объединения) элементов (фонем-звуков) в различные звукокомплексы:
сочетаний звуков;
способность соединять части в целое (с, к, о - сок). 



ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - ОПЕРАЦИЯ МЫСЛЕННОГО РАСЧЛЕНЕНИЯ НА СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ (ФОНЕМЫ - ЗВУКИ) РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ:  определение порядка

Слайд 6ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
отмечается незаконченность процессов

формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками;
наблюдаются в речи перестановки, замены, пропуски, смешение звуков;
допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при определении наличия звука в слове;
затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, не выделяют ударный звук в слове;
путают, не дифференцируют фонемы, одинаковые по способу и месту образования;
в спонтанной речи звуки смешиваются, слоговая структура слов нарушается.

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными

Слайд 7I ЭТАП. УЗНАВАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ
Упражнения включают задания на распознание:
звучащих

инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);

звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);

действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта);

проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
I ЭТАП. УЗНАВАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ  Упражнения включают задания на распознание:звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);звучащих

Слайд 8II ЭТАП. УЧИТСЯ РАЗЛИЧАТЬ ВЫСОТУ, СИЛУ, ТЕМБР ГОЛОСА НА МАТЕРИАЛЕ ОТДЕЛЬНЫХ

ЗВУКОВ, ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ, СЛОВ, ФРАЗ.

Игра «Узнай по голосу». В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, «АУ». Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
Игра «Эхо». Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: «ав - ав», корова мычит: «мууу», кот мяукает: «мяу» и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
Игра «Скажи, как я». Педагог произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним. 

II ЭТАП. УЧИТСЯ РАЗЛИЧАТЬ ВЫСОТУ, СИЛУ, ТЕМБР ГОЛОСА НА МАТЕРИАЛЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ, ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ, СЛОВ, ФРАЗ. Игра «Узнай

Слайд 9III ЭТАП. РАЗВИВАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА БЛИЗКИЕ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

СЛОГОВ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ.

Игра «Светофор». Педагог показывает картинку, и просит поднять зелёный кружок, если услышат правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман - паман - банан - банам - баван - даван - ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово - название картинки.
Игра «Хлопни-топни». Педагог предлагает детям хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже: дом - ком, танк - кубик, майка - сайка,  куст - банан, тучка - ручка.
Игра «Какое слово не подходит?» Педагог предлагает детям послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных: Грач - грач - врач - грач; ласточка - ласточка - точка - ласточка; дрозд - дрозд - хвост - дрозд; скворец - скворец - дворец - скворец



III ЭТАП. РАЗВИВАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА БЛИЗКИЕ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ. Игра «Светофор». Педагог

Слайд 10IV ЭТАП. УЧИТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ЗВУКИ ПО ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯМ: ЗВОНКОСТЬ - ГЛУХОСТЬ, ТВЕРДОСТЬ- МЯГКОСТЬ.


Игра «Сигнальщик». Педагог просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.
Игра «Повторюшки». Смена ударного слова : та - та - тА, тА - та - та, та - тА - та; с общим согласным и разными гласными: да-да-до, вы-ва-ву; с общим гласным и разными согласными: та-ка, па-ма; с парными твёрдыми - мягкими согласными: па-пё ма-мя ту-тю.
Игра «Простукай (прохлопай) слово». Педагог объясняет детям, что слова состоят из слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём слогов: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д.


IV ЭТАП. УЧИТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ЗВУКИ ПО ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯМ: ЗВОНКОСТЬ - ГЛУХОСТЬ, ТВЕРДОСТЬ- МЯГКОСТЬ. Игра «Сигнальщик». Педагог просит ребёнка подать

Слайд 11V ЭТАП. УЧАТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ЗВУКИ РОДНОГО ЯЗЫКА.
Упражнения включают задания:
определение количества

слогов в словах разной сложности;
выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
выделение из слога гласного, затем согласного звука;
выделение первого и последнего звука в слове;
выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;
определение места, количества, последовательности звуков в слове;
творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
V ЭТАП. УЧАТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ЗВУКИ РОДНОГО ЯЗЫКА.  Упражнения включают задания:определение количества слогов в словах разной сложности;выделение

Слайд 13СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть