Стадии развития фонематического слуха:
формирование способности различать неречевые звуки;
различать речевые звуки.
Ступени формирования фонематического восприятия:
первая - уметь узнавать звук в слове;
вторая - выделять первый и последний звук в слове;
третья - определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
определение порядка звуков в слове;
выделение основных качественных характеристик звуков (гласный-согласный, мягкий - твёрдый, звонкий - глухой).
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ - операция мысленного составления (объединения) элементов (фонем-звуков) в различные звукокомплексы:
сочетаний звуков;
способность соединять части в целое (с, к, о - сок).
Игра «Узнай по голосу». В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, «АУ». Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
Игра «Эхо». Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: «ав - ав», корова мычит: «мууу», кот мяукает: «мяу» и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
Игра «Скажи, как я». Педагог произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.
Игра «Светофор». Педагог показывает картинку, и просит поднять зелёный кружок, если услышат правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман - паман - банан - банам - баван - даван - ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово - название картинки.
Игра «Хлопни-топни». Педагог предлагает детям хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже: дом - ком, танк - кубик, майка - сайка, куст - банан, тучка - ручка.
Игра «Какое слово не подходит?» Педагог предлагает детям послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных: Грач - грач - врач - грач; ласточка - ласточка - точка - ласточка; дрозд - дрозд - хвост - дрозд; скворец - скворец - дворец - скворец
Игра «Сигнальщик». Педагог просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.
Игра «Повторюшки». Смена ударного слова : та - та - тА, тА - та - та, та - тА - та; с общим согласным и разными гласными: да-да-до, вы-ва-ву; с общим гласным и разными согласными: та-ка, па-ма; с парными твёрдыми - мягкими согласными: па-пё ма-мя ту-тю.
Игра «Простукай (прохлопай) слово». Педагог объясняет детям, что слова состоят из слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём слогов: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть