Слайд 1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Перми
Подготовила:
учитель-логопед Никитина Ольга Викторовна
Пермь 2019
Дисграфия.
Классификация дисграфических ошибок
(«графо»-пишу, «дис»- расстройство)
это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных ошибках стойкого характера и
обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Слайд 3это нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения
и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Дислексия («лексо»-читаю, «дис»- расстройство)
Слайд 5Процесс письма
Речедвигательный
анализатор
Речезрительный
анализатор
Речеслуховой
анализатор
Двигательный
анализатор
Дисграфия обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих
участие в процессе письма
Слайд 6Виды дисграфии
Артикуляторно-акустическая дисграфия, связанная с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.
Акустическая
дисграфия, связанная с нарушением фонемного распознавания.
Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза - затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Аграмматическая дисграфия, связанная с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.
Оптическая дисграфия, связанная с несформированностью зрительно-пространственных представлений.
Слайд 7Артикуляторно-акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи.
Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме. «салф» вместо «шарф», «колова», «коова», «кохова» - «корова», «ченок» - щенок, «сыплёнок» - цыплёнок, «вось» - «лось».
Слайд 8Акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого является
нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи.
Характерные ошибки:
Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам:
свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА)
звонкие-глухие (ТЫМ – ДЫМ) аффрикаты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
лабиализованные гласные ( О – У; Е -Ю) («тОча» - туча)
cоноры ( Р – Л; й – Ль)
Неправильное обозначении мягкости согласных на письме:
"писмо", "лубит", "больит" и т.д.
Слайд 9Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Причина возникновения – затруднения
при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки
Характерные ошибки:
Пропуски, замены гласных, согласных;
перестановки, добавления букв;
пропуски, добавления, перестановки слогов;
слитное написание слов;
раздельное написание слов;
слитное написание предлогов с другими словами;
Например: - плюшевого - плюшегово, ковром - корвом, на лугах – на галух
- санки - снки, кричат – кичат
- весна - весена, школа – шекола, ноябрь - ноябарь, дружно - дружено, Александр – Александар, бант - «бонт» , уроки - «ураки». - Белка сидит НАВЕТКЕ.
- Миша вышел на У ЛИЦУ.
Слайд 10Аграмматическая дисграфия
Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. Это выражается в
неправильном согласовании и управлении
Характерные ошибки:
Проявляется – в виде аграмматизмов.
неправильное употреблении предлогов, рода, числа;
пропуск членов предложения;
нарушение последовательности слов в предложении;
нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями; нарушение согласования («бела дом») ("красивый сумка", "веселые день");
на уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула»), (козлята – «козлёнки»);
нарушение падежных окончаний («много деревов»);
нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом»);
Изменение падежа местоимений (около него - «около ним»);
Числа существительных («дети бежит»).
Персеверации (застревание).
(За домом росла малина).
Слайд 11Оптическая дисграфия
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа
и синтеза, пространственных представлений.
Характерные ошибки:
замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов: - не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш»; «ш» - «щ»; «л»- «м»; «х» - «ж», «и» - «у». - добавление лишних элементов «ш» вместо «и»; четыре палочки у «ш» или «щ».
Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В - Д, Б - Д, Ш - Т и т.д.)
«зеркальное» изображение букв. (З-Е).
Слайд 12Смешанная форма дисграфии
Несформированность не одной, а сразу двух
или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.
Слайд 13На что нужно обратить особое внимание учителю:
Неправильное произношение звуков.
Если ребенок левша.
Если
у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Если в семье говорят на двух или более языках.
Дети, ослабленные, часто болеющие.
Особый характер ошибок на письме:
- ошибки не на правило; - смешение букв по оптическому сходству; - ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит; - стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения; - смешение гласных о-у, ё-ю, согласных р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. - искажение графических образов букв; - искажение звукослоговой структуры слова и замена букв; - пропуски, перестановки, добавления букв и слогов, недописывание слов;
- смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
- грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.
Слайд 14
Основная специфичность работы с дисграфиками заключается в:
1. индивидуальном подходе
к каждому ученику; 2. развитии анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения; 3. выработке четкой артикуляции; 4. выработке четкой дифференциации оппозиционных звуков; 5. систематическом подборе материалов для упражнений по анализу и синтезу, письму, чтению, по обогащению словаря и развитию мышления; 6. воспитании осознания и отношения к своему дефекту; 7. воспитании оптимистического настроя в работе.
Слайд 15
ЕСЛИ РЕБЕНОК ДИСГРАФИК
Совместная проверка контрольных работ по русскому
языку учителем и логопедом. При выставлении оценки не учитывать дисграфические ошибки, а лучше, чтобы ребенок-дисграфик выполнял письменные работы с учителем-логопедом.
Не спешите ставить ребенку оценку, особенно неудовлетворительную!
Не сравнивайте ребенка с другими учениками, подчеркивая его неудачи или удачи, успехи других детей. Все это травмирует ребенка, обостряет ситуацию неудачи.
Если есть хоть малейший прогресс: похвалите!
Если не за что похвалить, не ставьте оценку, но подбодрите.
Слайд 18Уважаемые коллеги, от души желаю Вам, чтобы Ваши ученики
никогда Вас не
огорчали,
иногда Вас удивляли
и всегда радовали
Слайд 20Индустриальный р-н,
ул. Нефтянников 50 /1этаж/ № тел: 226-79-00 часы и режим работы: 09.00-18.00
Сайт: pmpk59.ru