Слайд 1
АЛАЛИЯ
Выполнила:
Якупова Татьяна
Слайд 2В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро
стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Слайд 3 Языковые расстройства приводят ко вторичному недоразвитию интеллекта, нарушаются психические процессы. У
таких детей недостаточны внимание, восприятие, память, нарушения эмоционально - волевой сферы, поведения.
Для достижения положительных результатов логопед должен четко представлять на каком фоне возникает недоразвитие речи. Одно из наиболее сложных речевых нарушений - алалия.
Слайд 4
Алалия (от греч. а — отрицат. частица и lalia —
говорю) — отсутствие или недоразвитие у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта.
Слайд 5СИМПТОМАТИКА АЛАЛИИ
Симптоматика алалии представляет собой сложное и нередко взаимосвязанное сочетание языковых
и неязыковых нарушений.
Слайд 6СИМПТОМАТИКА АЛАЛИИ
Неязыковые нарушения:
Неврологические нарушения (слабо выраженные гемипарезы речевого аппарата, оральная и
артикуляционная апраксия, общемоторная неловкость и др.)
Психопатологические нарушения (расстройства зрительного восприятия и представлений, расстройства процессов зрительной и слуховой памяти, расстройство произвольного внимания и др.)
Слайд 7СИМПТОМАТИКА АЛАЛИИ
Языковые нарушения:
От полного отсутствия экспрессивной речи до незначительных нарушений в
какой-нибудь подсистеме языка.
1. Нарушения устной речи:
Лексические
Синтаксические
Морфологические
Фонематические
Фонетические
2. Нарушения письменной речи:
Дислексии и дисграфии разных форм/смешанные
Слайд 8ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ
Расхождения в качественном и количественном составе словаря
Затруднение поиска слов для
выражения понятий
Ошибки:
Замены (птицы сидели на пеньке/бревне)
Вместо объекта – описание (это то, чем чистить – пылесос)
Замена на звукоподражание (что это? – ав-ав/собака)
Замены мимико-жестикуляторной речью
Неологизмами (что это? – бума/машина)
Иногда проявляются в совокупности
Слайд 9РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НОРМЕ
Выделяют этапы в становлении речи детей, в каждом
этапе – развитие пассивного и активного словаря.
Возможность развития понимания речи на первом году жизни определяется уровнем зрительного и слухового восприятия.
На первом году жизни название предмета связывается у ребенка с действиями, проделываемыми с предметом.
К концу первого года становится возможным обучать ребенка произносить слова, имеющие значения.
Второй год жизни ребенка – период интенсивного формирования всех сторон речи, особенно её понимания.
В период от 3 до 7 лет – быстрое увеличение словарного запаса.
В 5-летнем возрасте – без доп. вопросов составляют пересказ сказки.
В школьном (7-17 лет) возрасте происходит целенаправленная перестройка речи – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Слайд 10РАЗВИТИЕ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
Выделяют этапы:
Ребенок владеет немногими словами,
часть которых имеет характер детского лепета (тпру, ням-ням и т.д.)
Слов в распоряжении ребёнка больше, но эти слова часто сильно искажены. Искажение слов заключается или в пропускании ряда звуков, трудных для произношения в частичной замене их другими, или в перестановке слогов.
Довольно богатый запас слов, значение которых уточнилось. Полного овладения речью еще нет.
Слайд 11
Работа над речью у детей с МА связана с предметно-практической деятельностью
ребенка. Вырабатывается осознание ребенком собственных действий (я сижу, иду) и действий других (Вова сидит, несет, мяч упал).
Важным является привлечение разных анализаторов – слухового, зрительного, тактильного. Ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия и т.д.
Слайд 12Логопедическая работа начинается с установления контакта с ребенком. Узнав от родителей,
какие игрушки больше всего любит ребенок, логопед приносит их на занятия.
Постепенно логопед начинает работу над развитием памяти и внимания ребенка.
Для развития слухового внимания используются звучащие игрушки.
Для развития пассивного словаря можно использовать рассказывание и чтение сказок/рассказов.
Слайд 13
РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ
При формировании активного словаря используются словесные приёмы (соотнесение слова
с известными словами по сходству, противоположности). Накапливается словарь разных частей речи.
Виды работы над словарем:
Подбор предметов к действию
(кто летает, кто бежит)
Слайд 14Называние частей целого
Подбор однокоренных слов
Слайд 15Отгадывание предмета по описанию
Слайд 16Отгадывание предмета по описанию подбор синонимов, антонимов, уменьшительно-ласкательных слов и т.д.
Слайд 17 Лексические нарушения, проявляющиеся в недостаточной сформированности пассивного словаря и бедности, искаженности
активного словаря, занимают одно из ведущих мест при моторной алалии и не позволяют данной категории детей осуществлять процесс коммуникации. Поэтому развитие словаря у детей с моторной алалией осуществляется, в первую очередь, для введения этих детей в социум.