Презентация, доклад по коррекционной педагогике Заикание

Содержание

Заикание -это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

Слайд 1Тема: «Заикание»
Выполнила: слушатель ИДО
Павленко Елена Александровна

Тема: «Заикание»Выполнила: слушатель ИДО    Павленко Елена Александровна

Слайд 2Заикание -
это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным

состоянием мышц речевого аппарата
Заикание -это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

Слайд 3Причины заикания:

Определённый возраст ребёнка;
Состояние центральной нервной системы;
Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза;
Особенности

формирования функциональной асимметрии мозга;
Наличие психической травматизации;
Генетический фактор;
Половой деформизм.

Причины заикания: Определённый возраст ребёнка;Состояние центральной нервной системы;Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза;Особенности формирования функциональной асимметрии мозга;Наличие психической

Слайд 4 Определенный возраст
ребенка
Первые признаки заикания появляются в возрасте 2-6 лет.


Имеются лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после 7 лет.
Наиболее часто заикание появляется в период формирования развёрнутой фразовой речи.
Определенный возраст ребенкаПервые признаки заикания появляются в возрасте 2-6 лет. Имеются лишь единичные случаи, когда заикание

Слайд 5 Состояние центральной нервной системы:
Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга

резидуального характера, а у части детей не обнаруживается.
В то же время поведение детей характеризуется, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует о функциональных отклонениях в состоянии центральной нервной системы.
Состояние центральной нервной системы:Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера, а у части детей

Слайд 6 Индивидуальные
особенности протекания речевого онтогенеза:
Появление развёрнутой фразовой речи к

1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой. В этот период речевого развития имеет большое значение поведение взрослых, окружающих ребёнка. Фиксация внимания ребёнка на итерациях может провоцировать появление заикания.
Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза: Появление развёрнутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную

Слайд 7 Особенности формирования функциональной асимметрии мозга.
Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том,

что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи.
Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую ЦНС особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.
Особенности формирования функциональной асимметрии мозга. Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль

Слайд 8 Наличие психической травматизации:
Многочисленные авторы связывают появление заикания с перенесённой психической

травмой.
В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания.
Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера.
Наличие психической травматизации:Многочисленные авторы связывают появление заикания с перенесённой психической травмой. В большинстве случаев психическая травма

Слайд 9 Генетический фактор:
Если среди близких родственников имеется хотя бы один заикающийся,

то риск появления заикания в последующих поколениях резко возрастает, в особенности, если заикаются родители.
По-видимому, по наследству передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышено подвержены воздействию факторов риска. Генетическая наследственность той или иной патологии проявляется, как правило, только при наличии дополнительной вредности.
Генетический фактор:Если среди близких родственников имеется хотя бы один заикающийся, то риск появления заикания в последующих

Слайд 10 Половой деформизм:
У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза

чаще, чем у девочек. Предполагается, что у девочек в более сжатые сроки формируются моторные функции: они начинают раньше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика пальцев рук и речевые артикуляции у них также формируются быстрее. Возможно, в связи с эти речедвигательные механизмы у девочек более устойчивы к экзогенным вредоносным влияниям.
Половой деформизм:У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Предполагается, что

Слайд 11Физиологические (биологические) симптомы:
Речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка. Основным внешним

симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта.
Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).
Физиологические (биологические) симптомы:Речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка. Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе

Слайд 12Судороги различаются:
по форме:
- тонические - характеризуются сильным мышечным спазмом на

короткое время, вызывают их как внешние, так и внутренние причины;
- клонические - это ритмичное подергивание мышц, заключающееся в чередовании их напряжения и расслабления, возникает чаще всего из-за органических поражений нервной системы;
- смешанные или тонико – клонические - наблюдаются при эпилепсии и некоторых других серьезных заболеваниях.


Судороги различаются: по форме:- тонические - характеризуются сильным мышечным спазмом на короткое время, вызывают их как внешние,

Слайд 13
по локализации:

дыхательные:
экспираторная (судорожный выдох);
инспираторная (судорожный вдох, иногда со

всхлипыванием);
респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).
голосовые:
смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться);
размыкательная (голосовая щель остается открытой - при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);
вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).
артикуляционные;
лицевые (губы, нижняя челюсть);
язычные;
судороги мягкого неба.
смешанные;

по локализации:дыхательные: экспираторная (судорожный выдох); инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием); респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда

Слайд 14Социальные (психологические) симптомы.
Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство,

является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится. 1. Нулевая степень фиксации. Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.
Социальные (психологические) симптомы.Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте.

Слайд 152. Умеренная степень болезненной фиксации. Старшие школьники и подростки переживают свой дефект,

стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.
3. Выраженная степень болезненной фиксации. Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это - подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией. 
2. Умеренная степень болезненной фиксации. Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к

Слайд 16Степени заикания:
Различают 3 степени заикания:
1) легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и

при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
2) средняя - в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
3) тяжелая - заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями. 

Степени заикания:Различают 3 степени заикания:1) легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом

Слайд 17Первые признаки заикания:
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые

признаки заикания:
- если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) - если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить. 
Первые признаки заикания: Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:- если ребенок вдруг

Слайд 18Типы течения заикания:
Выделяют следующие типы течения заикания: - постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно

постоянно в различных формах речи, ситуациях); - волнообразный тип (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает); - рецидивирующий тип (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи). 
Типы течения заикания: Выделяют следующие типы течения заикания: - постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах

Слайд 19Сопутствующие заболевания:
Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные

нарушения. М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидальные нарушения.
В 100% случаев у них наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение.

Сопутствующие заболевания: Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения. М. Зееман считает, что

Слайд 20Практикующие неврологи, работающие с заикающимися, отмечают (по данным неврологического центра "Прогноз"):
1.

Сегментарная недостаточность на уровне шейного отдела позвоночника наблюдается у 60% больных (из 100%). Это могла быть кривошея, гипотония мышц верхнеплечевого пояса с ротацией плеч вперед и отстоянием лопаток, защитное напряжение шейно-затылочных мышц, признаки раннего остеохондроза, патология позвоночника.
2. Нарушение стволовых функций было обнаружено у всех без исключения пациентов.
3. Нероортопедическая патология имела место у 50% заикающихся детей, в том числе: нарушение осанки, плоскостопие, патологическая установка стоп.
4. Вегетативная дисфункция была выявлена у 20% больных, в том числе ВСД и слабость вестибулярного аппарата.
5. Нарушение венозного кровотока из полости черепа обнаружилось у 65% детей.
6. Гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности у 48%.
7. Экстрапирамидальная недостаточность выявлена у 80%.

Практикующие неврологи, работающие с заикающимися, отмечают (по данным неврологического центра

Слайд 21Методы преодоления заикания:
Логопедические занятия - только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия

на заикающегося.
Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация макросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики. Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразовой кампании в данном случае неприемлема! 

Методы преодоления заикания: Логопедические занятия - только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер:

Слайд 22Правила и упражнения в плавной речи:

Правила и упражнения в плавной речи:

Слайд 231. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово

за словом, предложение за предложением. 2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить. 3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо. 4. При разговоре стой или сиди прямо. 5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом. 6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание. 7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных. 8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук. 9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные. 10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном. 11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово. 12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.
1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением. 2.

Слайд 24Система коррекционной работы с заикающимися по периодам:

Подготовительный период логопедической работы:
- создание

щадящего режима;
- подготовка ребенка к занятиям;
- показ образцов правильной речи;

Тренировочный период логопедической работы:
Воспитание навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых.





Закрепительный период логопедической работы:
Автоматизация приобретенных ребенком навыков речи в разнообразных видах речевой деятельности

Система коррекционной работы с заикающимися по периодам:Подготовительный период логопедической работы:- создание щадящего режима;- подготовка ребенка к занятиям;-

Слайд 25Литература:
1. Селивёрстов В.И. “Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий.”Издание

3-е – Москва 1994 г.
2. Кащенко В.П. “Педагогическая коррекция.” Издание 2-е – Москва 1994 г.
3. “Заикание.” (под редакцией М.А.Власовой, К.П.Беккера – Москва 1983 г.)
4. “Основы теории и практики логопедии.” (под ред. Р.Е.Левиной – Москва 1968 г.)
5. “Расстройства речи у детей и подростков.” (под редакцией С.С.Ляпидевского – Москва 1969 г.)
6. Селивёрстов В.И. “Заикание у детей.” – Москва 1979 г.)
7. Хватцев М.Е. “Логопедия.” – Москва 1969 г.)
8. Ястребова А.В. “Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы.” – Москва 1980 г.
Литература:1. Селивёрстов В.И. “Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий.”Издание 3-е – Москва 1994 г.2. Кащенко

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть