Презентация, доклад по истории специальной педагогики на тему Культурно-историческая теория. Л.С.Выготский

Выготский Лев Семенович (1896 — 1934), советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Текст слайда:

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского


Слайд 2
Выготский Лев Семенович (1896 — 1934), советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии.
Текст слайда:

Выготский Лев Семенович (1896 — 1934), советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии.


Слайд 3
Становление Л. С. Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в
Текст слайда:

Становление Л. С. Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В марксизме сознание рассматривалось как социально обусловленное, определяемое человеческим бытием, и это с самого начала нацеливало психологов, избравших марксизм как философскую основу конкретно-научных разработок (к ним относился и Л.С.Выготский), изучать механизмы формирования сознания в различных общественных условиях.


Слайд 4
Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в
Текст слайда:

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.).


Слайд 5
В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный
Текст слайда:

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии:
Первая следует путем естественного созревания.
Вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления.
По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета.


Слайд 6
Им широко использовалось понятие коллективной деятельности, наличие которой вполне естественно подразумевало и понятие коллективного субъекта (ему соответствовал
Текст слайда:

Им широко использовалось понятие коллективной деятельности, наличие которой вполне естественно подразумевало и понятие коллективного субъекта (ему соответствовал коллектив детей, соответствовала группа, состоящая из детей и взрослых). Согласно Л.С. Выготскому, индивидуальная деятельность производна от коллективной деятельности. Переход от одного типа деятельности к другому является процессом интериоризации (от лат. interior - внутренний) переход извне внутрь, преобразование внешних, предметных действий во внутренние, умственные.


Слайд 7
Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о «зоне ближайшего развития» — периоде времени,
Текст слайда:

Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о «зоне ближайшего развития» — периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности.


Слайд 8
Главные положения этой теории: ● Основа психического развития человека - качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности; ●
Текст слайда:

Главные положения этой теории:
● Основа психического развития человека - качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности;
● Всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание;
● Исходная форма жизнедеятельности - её развёрнутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане;
● Психологические новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности;
● Существенную роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам;
● Важное значение в жизнедеятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.


Слайд 9
Применительно к психическому развитию человека Выготский сформулировал общий генетический закон:
Текст слайда:

Применительно к психическому развитию человека Выготский сформулировал общий генетический закон: "Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая... Переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей".


Слайд 10
Л.С. Выготский обосновал идеи активности учебно-воспитательного процесса, в котором активен ученик, активен учитель, активна социальная среда. При
Текст слайда:

Л.С. Выготский обосновал идеи активности учебно-воспитательного процесса, в котором активен ученик, активен учитель, активна социальная среда. При этом он постоянно выделял именно связывающую учителя и ученика динамичную социальную среду.
"В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность... Учитель является, с психологической точки зрения, организатором воспитывающей среды, регулятором и контролёром её взаимодействия с воспитанником... Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом" .


Слайд 11
Спасибо за внимание!
Текст слайда:

Спасибо за внимание!


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть