Слайд 1Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Слайд 2Выготский Лев Семенович (1896 — 1934), советский психолог, разработал культурно-историческую теорию
в психологии.
Слайд 3Становление Л. С. Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской
психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В марксизме сознание рассматривалось как социально обусловленное, определяемое человеческим бытием, и это с самого начала нацеливало психологов, избравших марксизм как философскую основу конкретно-научных разработок (к ним относился и Л.С.Выготский), изучать механизмы формирования сознания в различных общественных условиях.
Слайд 4Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его
школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в (одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.).
Слайд 5В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как
один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии:
Первая следует путем естественного созревания.
Вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления.
По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета.
Слайд 6Им широко использовалось понятие коллективной деятельности, наличие которой вполне естественно подразумевало
и понятие коллективного субъекта (ему соответствовал коллектив детей, соответствовала группа, состоящая из детей и взрослых). Согласно Л.С. Выготскому, индивидуальная деятельность производна от коллективной деятельности. Переход от одного типа деятельности к другому является процессом интериоризации (от лат. interior - внутренний) переход извне внутрь, преобразование внешних, предметных действий во внутренние, умственные.
Слайд 7Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о
«зоне ближайшего развития» — периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности.
Слайд 8Главные положения этой теории:
● Основа психического развития человека - качественное
изменение социальной ситуации его жизнедеятельности;
● Всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание;
● Исходная форма жизнедеятельности - её развёрнутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане;
● Психологические новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности;
● Существенную роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам;
● Важное значение в жизнедеятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.
Слайд 9Применительно к психическому развитию человека Выготский сформулировал общий генетический закон: "Всякая
функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая... Переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей".
Слайд 10Л.С. Выготский обосновал идеи активности учебно-воспитательного процесса, в котором активен ученик,
активен учитель, активна социальная среда. При этом он постоянно выделял именно связывающую учителя и ученика динамичную социальную среду.
"В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность... Учитель является, с психологической точки зрения, организатором воспитывающей среды, регулятором и контролёром её взаимодействия с воспитанником... Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом" .