Слайд 1
Инклюзивное образование-
- путь к индивидуализации образования
Учитель-логопед
МКОУ «Богучарская СОШ №1»
Ландина Юлия Николаевна
Слайд 2Инклюзивное образование (включающее– это образование, при котором все дети, несмотря на
свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Слайд 3Включающее образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от
его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 5Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с
ограниченными возможностями здоровья
1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
Слайд 6Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .
Слайд 76. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных
программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 8Группа детей с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разными
нарушениями развития, выраженность которых может быть различной:
дети с нарушениями слуха (пр. 1-2 вида)
дети с нарушениями зрения (пр. 3-4 вида)
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в зависимости от степени интеллектуального развития по пр. 6-8 вида)
дети с задержкой психического развития (ЗПР) (пр. на основе программы специальных (коррекционных) школ и классов 7-го вида)
дети с нарушением интеллекта (У/О)
дети с расстройствами аутистического спектра
дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (5 вид)
Слайд 9ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Регулирует отношения в сфере образования следующих
групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Варианты АООП НОО
Слайд 10ФГОС образования обучающихся с УО (ИН)
Варианты АООП (нет уровней, есть ступени)
Слайд 12Сопровождение детей с ТНР
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области центр лечебной педагогики
и дифференцированного обучения
г. Воронеж, ул. Саврасова, д. 2а
тел. 8 (473) 268-66-20
int4v@yandex.ru
сайт-vrnclpdo.ru
Методист: Кравченко Вячеслав Юрьевич
8-920-431-78-87
Слайд 13Сопровождение детей с РАС и ОДА (вариант 6, вариант 8)
Воронежский центр
психолого-педагогической реабилитации и коррекции
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Бондаренко Светлана Ивановна
Режим работы: пн-пт 9.00 – 17.00
Адрес: 394063, г. Воронеж, ул. Переверткина, д.40.
Контакты: тел/факс (473)223-06-13
e-mail: www.shi9vrn@mail.ru
Слайд 14 Включение детей с ОВЗ в
среду нормально развивающихся учащихся, требует необходимости обеспечения комплексного психолого - педагогического сопровождения данных детей, причём на протяжении всего периода их обучения.
логопед
Педагог-психолог
Социальный
педагог
Учитель
Медицинский работник
Взаимосвязь специалистов в школе
Слайд 20Причины тяжелых нарушений речи у детей:
Перинатальные проблемы – различные внутриутробные патологии
формирования плода (гипоксия, токсикоз, вирусные и инфекционные заболевания матери, резус-конфликт, нездоровый образ жизни беременной, неблагоприятная экологическая обстановка, облучение, вредное промышленное производство).
Родовые травмы речевой области.
Асфиксия в родах, а также кровоизлияние в мозг.
Врожденные дефекты различных органов речи (языка, губ, нёба) – «заячья губа», «волчья пасть».
Неправильно сформированный прикус.
Недостаточная подвижность языка и губ.
Тяжелые заболевания в первые годы жизни ребенка – инфекционные, вирусные.
Серьезные травмы головы с сотрясением мозга.
Отставание в психическом развитии, которое влечет за собой нарушение речевой деятельности.
Неграмотная речь в семье – из-за нее нередко формируются подражательные нарушения речи, такие как ускоренный ее темп, звуковые дефекты, «съедание» окончаний слов и проч.
Воспитание в семье, где оба родителя или один из них страдают глухотой, тяжелыми речевыми нарушениями, заиканием.
Слайд 21 У всех детей с ОНР, обучающихся в школе, независимо
от заключения имеются сложности в овладении письменной речью, так называемая дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Одна из причин
несформированность фонематического слуха, который служит непременным условием обучения грамоте.
Слайд 22Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений
речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.
Слайд 27Направления деятельности учителя-логопеда:
Слайд 28Диагностическое направление работы:
Слайд 29Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста
и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Слайд 30Организационно-методическое направление:
Слайд 31Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ
возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
Слайд 32Этапы логопедического воздействия
I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой
стороны речи
2 этап -восполнение пробелов
в формировании лексико-грамматических средств языка
3 этап- восполнение пробелов
в развитии связной
речи
Слайд 33 I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи:
Артикуляционная
гимнастика
Дыхательная гимнастика
Коррекция голоса
Коррекция звукопроизношения
Развитие фонематического слуха и восприятия
Слайд 35II этап –
восполнение пробелов
в формировании лексико-грамматических средств языка
Слайд 37III этап –
восполнение пробелов
в развитии связной
речи
Слайд 38Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии
сюжетных картинок
Слайд 39Логопедическая работа
по развитию языкового анализа и синтеза
Слайд 40Пособия по устранению разных форм дисграфии.
Слайд 41 На индивидуальных занятиях, в качестве поощрения, я использую игры «Мерсибо»
Слайд 45
Несмотря на то, что количество детей с отклонениями
в развитии ежегодно увеличивается, при правильно организованной, своевременной коррекционной помощи у большинства обучающихся нарушения корригируются достаточно успешно.
Слайд 46
полезное
http://ria.ru/spravka/20120903/741880407.html
http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/law/vw-371/
http://edu-open.ru/
http://www.inclusive-edu.ru/
http://mgppu.ru/
институт-коррекционной-педагогики.рф
Фгосреестр.ру - Примерные АООП и ООП