Слайд 1Мотивация ученика - основное условие успешного обучения
Слайд 2Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если
у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский.
Мотивация-барометр педагогической состоятельности.
Слайд 3
Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение
к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника?
“В наше время дети относятся к учёбе безразлично”, “Дети невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”... Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?
Слайд 4Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Это побуждение к
деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивы- авангардная функция деятельности.
Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Слайд 5Значимая связь интеллектуального развития с успешностью учебной деятельности не доказана.
Высокая позитивная
мотивация может восполнять недостаток специальных способностей и недостаточный запас ЗУН и играет роль компенсаторного фактора. Этот компенсаторный механизм в обратном направлении не срабатывает: каким бы способным и эрудированным не был учащийся, без желания и толчка к учёбе он не добьётся успехов («Под лежачий камень вода не течёт» - пословица).
Следовательно, от силы и структуры мотивации зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточного запаса ЗУН у учащихся.
Слайд 6Компоненты мотивации
Потребности возраста. (Природой можно властвовать, только ей подчиняясь).
Эмоции (интересы радость
). Э=П*(Ин-Ии)
Ценностные ориентации (предъявляются со стороны общества).
Удовлетворённость детей различными сторонами образовательного процесса.
Возможность самореализации (генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врождёнными способностями к определённым видам деятельности и настойчивость в овладении ими на творческом уровне).
Слайд 7
Рассмотрим пирамиду потребностей А.Маслоу.
По его мнению средний человек удовлетворяет свои
физиологические потребности на 85%, потребности в безопасности на 70%, в общении на 50%, в уважении на 40%, в самовыражении и творчестве только на 10%.
Слайд 8Области мозга, отвечающие за мотивацию.
Слайд 9Классификация мотивов учения.
Внешние мотивы в обучении:
Отметки;
Вынужденный долг;
Учёба ради престижа, лидерства,
материального вознаграждения;
Избегание наказания.
Внутренние мотивы в обучении:
Удовлетворение от самой деятельности;
Прямой результат деятельности;
Стремление к успеху,
Понимание необходимости для жизни;
Учение как возможность общения.
Высокая
мотивация
обучения
У таких детей есть познавательный мотив , стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования
Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Слайд 11Хорошая школьная мотивация
Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Подобный уровень
мотивации является
средней нормой.
Слайд 12Положительное отношение к школе
Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью .
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями.
Им нравиться ощущать себя учениками.
Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает.
Слайд 13Низкая школьная мотивация
Эти дети посещают школу неохотно
Предпочитают пропускать занятия.
На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Находятся в серьезной адаптации к школе.
Слайд 14Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
Такие дети испытывают серьезные трудности
в обучении :
Они не справляются с учебной деятельностью.
Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в ней для них невыносимо.
Ученики могут проявлять агрессию.
Отказываться выполнять задания.
Следовать тем или иным нормам и
правилам.
Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
Слайд 15За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
«Барабанить не стану!
Нет настроенья,
Нет
обстановки,
Нет подготовки!
Не вижу морковки!»
Слайд 16Причина эффективной школьной мотивации:
на самом деле
ОДНА!!!
Слайд 17ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС (направленность внимания на объект, а внимание- «дверь» в
познание) .
Он же Любопытство.
Он же Удовольствие.
Он же Внутренняя мотивация (самая честная,
верная,
настоящая!)
Интерес - вечный двигатель всех человеческих изысканий, неугасающий огонь пытливой души.
Слайд 18 Чтобы дети, сидя в классе, учились и осваивали новые знания
и умения в форме полноценной учебной деятельности, ее нужно правильно организовать.
В.В.Давыдов
Ничему меня не научит, то, что тычет, толдычет и жучит
Б.Слуцкий
Слайд 19
Способы эффективной мотивации учебной деятельности:
Проблемное обучение
Задачи-ловушки
Эмоциональное,увлекательное объяснение материала, наглядность
Эмоциональное «заражение» личный
пример учителя
Убеждения. Тезис и его аргументация.Внушение.
Слайд 21Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
Влияние плохого психологического климата в школе
Родительский страх
мешает детям стать самостоятельными
Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
Завышенные требования не дают детям полноценно учиться
Кто считает себя глупым, таким и будет
Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
Переизбыток медийной информации вредит ребенку
Опасности для мозга в период полового созревания ребенка
Слайд 22Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Слайд 23Окружающий мир, полный любви
Важен эмоциональный климат .
Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви
и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности).
Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.
Личный пример и реакция соучастия.
Установка: Ошибки – нормальное явление.
Слайд 24Свободное пространство в разумных пределах. Мотивированные дети – это самостоятельные дети.
Четкий
распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь.
Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»
Высокие требования, но
соответствующие возможностям
Избегать недооценок. Переоценок.
Слайд 26Справедливое вознаграждение
Хвалить за конкретные дела и успехи.
Хвалить за старание.
Отмечать лучше не
результат,
а потраченные усилия.
Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка.
Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события.
Награда должна соответствовать достижению.