Слайд 1
«Эмоциональное выгорание педагогов»
Педагоги-психологи МАОУ ШИЛИ
Диденко М.В., Земцова С.В.
Слайд 2Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний
и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
«Сгоранию» подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время «вкладываясь» в других, они начинают испытывать разочарование, так как не всегда удается достичь ожидаемого эффекта.
Слайд 3Работа в группах
Как вы понимаете, что такое «эмоциональное выгорание»?
Как оно
проявляется?
Какие факторы, могут приводить к эмоциональному выгоранию?
Слайд 4
Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен в оборот американским психологомамериканский психолог Джорджем
Х.Фрейденбергом в 1974 году. Он трактовал его как «угасание мотивации и снижение активности на рабочем месте».
Другой основоположник идеи выгорания – Кристина Маслач, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к другим.
Слайд 5Профессиональное выгорание –
это синдром, развивающийся на фоне хронического неразрешенного стресса на
рабочем месте
и ведущий к эмоциональному, психическому, физическому, энергетическому истощению.
Слайд 6Как проявляется?
1. Ухудшение отношений со всеми.
2. Нарастающий негативизм.
3. Утрата чувства юмора.
4.
Постоянное чувство неудачи, вины.
5. Повышенная раздражительность.
6. Упорное желание переменить род занятия.
7. Часто возникающая рассеянность.
8. Нарушение сна.
9. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
10. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.
Слайд 9Внешние факторы
специфика педагогической деятельности
организационные факторы
необходимость сопереживания
стаж работы
нравственная ответственность за жизнь
и здоровье вверенных детей
условия работы
содержание труда
социально-психологические
Слайд 10Внутренние факторы
коммуникативный фактор
ролевой и личностный фактор
отсутствие навыков коммуникации
неумения выходить
из трудных ситуаций при общении с участниками ОП
неумение регулировать свои эмоциональные ситуации
семейные проблемы
материальные затруднения
неудовлетворенность своей самореализацией в различных ситуациях.
Слайд 14Опросник СЭВ
(К. Маслач и С. Джексон)
Слайд 16Поле самодиагностики
Экспресс-оценка выгорания (по В.Каппони, Т.Новак)
1. Когда в воскресение пополудни я
вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен.
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.
3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (посетители, заказчики).
5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и так далее.
6. Коллегам (посетителям, заказчикам, клиентам и так далее.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.
7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня своей новизной.
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.
Слайд 17
Поле самодиагностики
Экспресс-оценка выгорания (по В.Каппони, Т.Новак)
Оценка результатов:
0-1 балл. Синдром выгорания вам
не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплиться огонек; нужно, чтобы он не погас.
Слайд 18Типы личности, которым
угрожает СЭВ
«педантичный»
добросовестность, возведенная в абсолют,
чрезмерная, болезненная
аккуратность,
стремление всегда добиваться образцового порядка
«демонстративный»
стремление первенствовать во всем,
всегда быть на виду,
высокая степень истощаемости даже при незаметной рутинной работе
«эмотивный»
впечатлительность и чувствительность,
отзывчивость,
склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением
Слайд 19
Типы личностей, наиболее склонных к СЭВ
Гиперответственный тип -
полностью посвящает себя работе,
слишком много берёт на себя,
находится во власти потребностей
участников ОП и своих собственных.
Однонаправленный сотрудник -
чрезмерно предан работе,
жизнь вне работы неудовлетворительна,
работа - заместитель социальной жизни,
настолько погружается в работу, что не остается времени на себя,
потеря своего «Я».
Слайд 20Типы личностей, наиболее склонных к СЭВ
Авторитарный работник –
полагается на свои
полномочия, чтобы управлять другими,
ожидает повиновения со стороны учащихся во что бы то ни стало.
Самоуверенный администратор -
оценивает себя как незаменимого работника.
Трудоголик -
отождествляет себя с теми, с кем и для кого он работает ,
слишком вовлечен в работу,
работает таким образом долгие часы и теряет самого себя в этой жизни.
Слайд 21 Выводы
Заботьтесь о своём психическом здоровье.
Не доводите уровень психических нагрузок до
критических значений.
Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей.
Не забывайте о том, что не только ваши ученики, но и вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.
Слайд 22Работа в группах
Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать СЭВ?
Слайд 23Упражнение «Баланс реальный и желаемый»
Реальный
Желаемый
Слайд 24«Баланс реальный и желаемый»
Перестаньте искать в работе спасение. Она — не
убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
«Сверхактивность» вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.
Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха.
Слайд 25Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с
другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
Слайд 29Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета
если Вам недостает жизненной
энергии - смело используйте красный цвет;
если не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам - работайте с оранжевым цветом;
желтый цвет поможет, если чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если находитесь в конфликте с самим собой;
при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;
голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;
если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;
фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.
Слайд 30 ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Поём следующие звуки:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е
— воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Слайд 31Бороться стрессом не только можно, а необходимо.
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите
добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Слайд 32
Любите жизнь, и
она обязательно
ответит вам
тем же !
Слайд 33Рекомендации
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей,
повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.
Слайд 34Приемы антистрессовой защиты
1. Отвлекайтесь:
•Много пользы может принести пятиминутная прогулка
на природе.
•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
•Обращайте внимание на мельчайшие детали.
2. Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной
причиной стресса являются не люди,
не разочарования, не ошибки, а то
как вы к этому относитесь.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно
физический труд – в стрессовой
ситуации выполняет роль
громоотвода.
Слайд 354. Творите:
Любая творческая работа может
исцелять от переживаний: рисуйте;
танцуйте; пойте;
лепите;
шейте; конструируйте.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться
их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции,
"выплескивать" их без вреда для
окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья: мните, рвите бумагу; кидайте предметы в мишень.
6. Рефрейминг ("рефрейминг« - от английского "фрейм"(рамка) - буквально «переобрамление».
Смена точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации: найдите три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из негативной неприятности.