Слайд 12018-2019 учебный год
Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность
и эффективность.
Веселов М.В., учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №26 имени А.С.Пушкина г.Смоленска
Слайд 2Современный учитель должен владеть
как минимум тремя языками:
родным языком, иностранным
языком
и языком технологий...
Слайд 4Ключевые постулаты идеологии современной школы
школа является важнейшим фактором развития личности;
школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Слайд 5Развитие школы может осуществляться посредством инноваций.
Слайд 6Почему стоит вести речь о педагогических технологиях?
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Слайд 8как
учить
результативно
чему
как
зачем
МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЯ
МЕТОДИКА
ТЕХНОЛОГИЯ
?
Слайд 9структуру деятельности ученика
структуру деятельности учителя
проектирование определяет
МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЯ
Методические разработки ориентированы на учителя
и его виды деятельности
ТЕХНОЛОГИЯ определяет проектирование образовательного процесса
Слайд 12СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА
Этимология слова «технология»
Слово «технология» происходит от греческих слов techne –
искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Слайд 13СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех
педагогических действий.
Фещенко Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя. – М.: УЦ «Перспектива», 2013
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Волков И.П.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя.
Монахов В.М.
Слайд 14сущность педагогической технологии
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для
чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Слайд 15признаки педагогической технологии
эффективность
системность
воспроизводимость
управляемость
визуализация
Слайд 16Современные образовательные технологии
Слайд 17проблемное обучение
Историческая справка
основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и
педагога Джона Дьюи (1859-1952)
возникновение системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями Л.В. Занкова (организация содержания и построение процесса обучения), М.А. Данилова (построение процесса обучения), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), Н.А. Менчинской и Е.Н. Кабановой-Меллер (построение системы приёмов познавательной деятельности), Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина (построение процесса научения), В. В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания) и М.И. Махмутова (построение процесса обучения).
Слайд 183 этап
2 этап
проблемное обучение
технологическая схема
1 этап
Вводная информация
Слово: устное, письменное;
ТСО;
мультимедиа
Создание
педагогической
проблемной
ситуации
Отбор проблемных
ситуаций
Научно-методологическая база
Перевод
педагогической
проблемной
ситуации в психологическую
Наводящая
информация
Осознание сущности противоречия
Формулировка неизвестного
Дополнительная
информация
Наведение
Поддержка
Помощь
Поиск путей решения проблемы
Выдвижение и проверка гипотез
4 этап
Нахождение решения
Появление новых ЗУН, СУД
Реализация решения; продукта; развитие личности
5 этап
Контроль отдалённых результатов
6 этап
Слайд 19Технология решения изобретательских задач
Историческая справка
Создавалась теория в середине XX века,
основы её заложил инженер и писатель Генрих Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998 )
Основное положение ТРИЗ гласит: системы развиваются по определённым законам, которые могут быть выявлены и использованы для сознательного решения изобретательских задач, без случайного блуждания и бессмысленных проб.
Слайд 20технология решения изобретательских задач
Приёмы активизации деятельности школьника, применяемые в рамках ТРИЗ
УДИВЛЯЙ!
Учитель находит такой факт или
такой угол зрения, при котором
обычная информация становится
удивительной.
ЛОВИ ОШИБКУ!
Этот прием примечателен не столько тем, что учитель преднамеренно сделал ошибку (это встречается нередко), тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос “снежный ком” ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что вы не правы.
Цель этого приема – добиться понимания “ошибкоопасного” места, а не механического запоминания правильного ответа.
Слайд 21технология решения изобретательских задач
Приёмы активизации деятельности школьника, применяемые в рамках ТРИЗ
Пресс-конференция
Учитель
намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.
Своя опора
Ученик составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу. Это может быть полный ответ по тему или развернутый план ответа.
Метод фокальных объектов
Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус (лат. focus очаг) – в оптике – точка в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.
Слайд 22технология решения изобретательских задач
Приёмы активизации деятельности школьника, применяемые в рамках ТРИЗ
Светофор
Это
один из приемов устного опроса. “Светофор” - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики поднимают “светофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Тетрадь защиты
Перед каждым уроком всегда в одном и том же месте, лежит “Тетрадь защиты”, куда каждый ученик без объяснения может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель держит ситуацию под контролем.
Слайд 23Технология развития критического мышления
Историческая справка
разработана в США в конце XX
века (Дженни Стил, Керт Мередис, Чарльз Темпл, СкоттоУолтер).
В России активно начала применяться с 1997 года.
«Мы не учим их; Мы создаем условия, в которых они учатся»
С.Паперт
Слайд 24Технология развития критического мышления
Слайд 25Технология развития критического мышления
Слайд 26ТРКМ (приёмы)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
по которым можно придумать рассказ или расставить их
в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
КЛАСТЕРЫ
Выделение смысловых единиц текста
и графическое оформление в
определенном порядке в виде грозди. Кластеры – графический приём систематизации материала.
Слайд 27ТРКМ (приёмы)
ИНСЕРТ (маркировка текста)
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся
делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Слайд 28ТРКМ (приёмы)
Дерево предсказаний
ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые
ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Слайд 29ТРКМ (приёмы)
Двухчастный дневник
Трёхчастный дневник
Слайд 30ТРКМ (приёмы)
Тонкие и толстые вопросы
Слайд 31ТРКМ (приёмы)
СИНКВЕЙН
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Каникулы
Долгожданные, но недолгие.
Планируешь, предполагаешь - не успеваешь.
Ну почему хорошее так быстротечно!
Мгновение.
Учитель.
Душевный, открытый.
Любящий, ищущий, думающий.
Много идей - мало времени.
Призвание.
Учитель.
Суетливый, крикливый.
Объясняет, объясняет и ждет.
Когда окончится эта пытка?
Бедолага!
Слайд 32Портфолио
Индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за
определенный период времени в разнообразных видах деятельности:
учебной,
творческой,
социальной,
коммуникативной.
Слайд 33Педагогическая идея портфолио предполагает:
смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся,
на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
Слайд 34тип портфолио
портфолио документов;
портфолио достижений (работ);
рефлексивный портфолио;
кроме того, возможны
комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Слайд 35Портфолио документов
Сертифицированные (документированные)
индивидуальные образовательные достижения
Слайд 36Портфолио достижений
Собрание творческих и проектных работ, описание основных форм и
направлений учебной и творческой активности.
Слайд 37Рефлексивный портфолио
письменный анализ личного отношения
автора к своей деятельности и
ее результатам,
отзывы других людей
Слайд 38Камин,
доверху забитый
дровами,
не горит,
а дымит…
Д.И. Менделеев
Слайд 39Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и генерал не
выполнит приказа, это будет не его вина, а моя.