Слайд 1
«Памятник злу»
на Болотной площади
(материал для беседы по правам детей)
Слайд 2
Неужели зло
многолико,
а порок
привлекателен?
Слайд 3 В самом центре Москвы, недалеко от Кремля есть странный памятник.
От него холодеет внутри, рядом с ним жутко находиться и невозможно фотографироваться. В то же время его скрупулёзно рассматриваешь, вдумываясь в детали…
Слайд 4Это композиция Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых».
Её установили в
Москве в 2001 году в сквере на Болотной площади.
Место для памятника символично: именно на Болоте в средневековой Москве совершались казни,
Воспоминание – поминки – память – памятник – напоминание… Напоминание, сколь беззащитно и слепо дитя в мире жестокости, черствости и насилия.
Слайд 6Полукольцо из 12 фигур – мутантов, уродов, монстров.
Слайд 7В позе угодливого лакея со шприцем наготове застыла Наркомания.
Подле неё вульгарная
пышнотелая Проституция с головой жабы тянет к вам руки, обвитые змеями.
Слайд 8 За ней свиное рыло Воровства, демонстративно, позвякивающего краденым кошельком.
Раблезианского вида отупевшее Пьянство, как на троне, бесстыдно восседает на винной бочке.
Слайд 9Отплясывает лихой танец ослоголовая Глупость с шутовским жезлом.
Слайд 10Лженауку олицетворяет Монах-инквизитор с марионетками в одной руке и скрижалями в
другой. На них начертаны слова «Мирный атом: Чернобыль. Военный атом: Хиросима, Нагасаки, Генная инженерия растений, Клонирование человека».
Слайд 11Пропаганда насилия не расстаётся с томиком своего кумира – «Майн кампф»,
из-под фрака – хвост, на ноге – копыто.
Слайд 12Отвратителен в своём похотливом жесте Садизм с головой носорога.
Слайд 13Эксплуатация детского труда смахивает на Карабаса-Барабаса, зазывающего в шарманку-фабрику свои жертвы.
Слайд 14Шагает с посохом измождённая старуха – Нищета, единственная, пожалуй, не утратившая
человеческого облика.
Слайд 15 Рыцарь в латах и противогазе – Война, - словно младенца,
пестует бомбу с мордочкой Микки-Мауса. За спиной, подобно крыльям чудовищных насекомых, косы – атрибут смерти.
Слайд 16В центре, на возвышении, - гробоподобное Равнодушие – основа всех пороков.
Оно отвернулось и замкнуло руками уши, видна лишь маска, надетая на затылок.
Слайд 17А дополняет этот безумный карнавал Гильотина, напоминающая бритву, которой только что
перерезали вены.
Слайд 18В этот сжимающийся порочный круг устремлены две золотистые фигурки мальчика и
девочки с завязанными глазами. Быть может, они играют в жмурки, пытаясь поймать друг друга? Но вектор движения нарушен, они слепо бегут в объятия пороков. А рядом брошены «Сочинения А.С.Пушкина», «Русские народные сказки».
Слайд 20
15-фигурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» задумана автором как аллегория
борьбы с мировым злом.
Обращаясь к будущим зрителям М.М. Шемякин написал: «Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» задумывалась и осуществлялась мною как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшних и будущих поколений.
Долгие годы утверждалось и патетически восклицалось: «Дети – наше будущее!» Однако для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России».
Слайд 21Справка.
Михаил Шемякин (р. 1943 г), художник, график, скульптор. Автор экспрессивных работ
в смешанной технике. (Памятник Петру I в Санкт- Петербурге).
Ереси - в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.
Рабле Франсуа (1494 – 1553), французский писатель-гуманист, врач. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - художественная энциклопедия французской культуры эпохи Возрождения; раскрывает в гротескных (с использованием площадного комизма), навеянных фольклором образах героев.
Слайд 22
Композиция напоминает нам, взрослым:
Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же
мы их травим наркотиками?
Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же мы истребляем окружающую среду?
Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же мы так часто равнодушны к их интересам?
Мы не хотим вреда нашим детям –
Почему же так много у нас детей-сирот при живых родителях?
Мы не хотим вреда нашим детям –
И всё же убиваем их на войне.
Слайд 23
Автор презентации: Абрамова Таисия Ивановна, учитель КГОБУ школа-интернат, с. Покровка Приморского
края
Презентация создана из фотографий автора, личных впечатлений и материалов газеты «Библиотека в школе» №10, 2003 г