Взрыв войны не мог не отразиться в русской литературе. Русские писатели и поэты, так или иначе, откликнулись на это грандиозное событие. Многие из них приняли непосредственное участие в боях, награждены боевыми наградами. На фронтах войны в качестве военных корреспондентов находились поэт Валерий Брюсов и писатель Алексей Николаевич Толстой. Настоящими фронтовиками Первой мировой были поэт Николай Гумилёв и писатель Александр Николаевич Степанов, что позволило им передать свои ощущения от войны в своих произведениях. Самое известное батальное стихотворение Н.Гумилева «Наступление» написано в первые недели пребывания в действующей армии. Были на фронте поэты Александр Блок и Сергей Есенин.
"Жизнь Клима Самгина (Сорок лет)» — самое крупное, итоговое произведение Максима Горького (1868-1936), одного из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Роман имеет характер хроники, охватывающей все наиболее крупные события этих лет, особенно же годы царствования Николая II. Действие романа разворачивается в Москве, Петербурге и провинции. В романе показаны судьбы людей разных классов и сословий, их умонастроения, философские споры.
Начало Первой мировой войны изображается писателем как символ краха коллективного разума.
Трагическая судьба героя романа, слившись с судьбой самого автора, стала символом поколения, к которому они оба принадлежали. Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как русско-японская война, Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.
Главный герой романа Юрий Живаго – интеллигент, личность поэтического склада, человек внутренне свободный и наделённый даром глубоко своеобразного, индивидуального видения мира. Военная действительность ставит Юрия Живаго в условия, которые противоречат его внутренней сути. Первую мировую войну Живаго воспринимает как страшную разрушительную силу, уничтожающую, прежде всего, физический мир.
Роман "Моонзунд" посвящен героическим действиям русских моряков на Балтике во время сражения с германским флотом за Моонзунд. Можно сказать, что это, в первую очередь, песнь непреходящей славе и вечной памяти верным защитникам Родины, тем, кто насмерть стоял на рубеже страны не только по политическим убеждениям и не ради признания заслуг, не только по приказу командования, но прежде всего по приказу сердца и совести.
При чтении этого романа нас буквально завораживают приключения офицера, разведчика российского Генерального штаба и свидетеля политических и дипломатических интриг, приведших к развязыванию Первой мировой войны.
Перед читателем разворачивается исторически верная, художественно - красочная картина Европы накануне Первой мировой войны, причин ее возникновения, хода и исхода ее, а также подготовки Второй мировой войны с точки зрения офицера-разведчика российского Генерального штаба, впоследствии ставшего генералом Красной Армии. Но главная мысль, которую проводит через всю книгу автор, - выше всего храни честь и достоинство российского офицера.
На страницах этого произведения появляются картины событий, потрясших весь мир. Драматические судьбы героев первых двух книг трилогии, идейные и нравственные искания передовой русской интеллигенции развертываются на широком фоне исторических событий Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны. Жизнь главных героев — сестер Кати и Даши Булавиных, Ивана Телегина и Вадима Рощина — выпала на тяжелое для России время. Любовь и верность помогли им выжить в смуте революционных потрясений и огне гражданской войны. Встречи и разлуки, минуты смертельной опасности и минуты страстной любви и счастья — все это преодолевают наши герои, получая в награду любовь и верность.
Роман переведён на множество иностранных языков. За этот роман в 1965 году Роман переведён на множество иностранных языков. За этот роман в 1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Так казак Чубатый поучает Григория Мелехова: "В бою убить человека — святое дело... человека уничтожай.Поганый он человек!" Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. Вот тот урок, который извлекает каждый из нас после прочтения романа.
Поэт становится добровольцем-разведчиком конного взвода. За участие в боевых действиях был награжден двумя Георгиевскими крестами. «Записки кавалериста» (1915-1916) - документальная повесть, рассказывающая обо всех главных событиях первого года его участия в войне.
«Война объявлена»,
« Мама и убитый
немцами вечер»,
«Я и Наполеон», поэма «Война и мир» -
в этих произведениях
Маяковского звучит тема
Первой мировой войны.
Первая мировая война стала кардинальной темой мировой литературы первой половины ХХ века, определила личные судьбы и сформировала художественные индивидуальности таких писателей, как Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эрнест Хемингуэй, повлияла на творчество писателей стран Европы.
Литература «потерянного поколения» сложилась в европейской и американской литературе в течение десятилетия после окончания войны. Зафиксировал её появление 1929 год. Тогда были созданы три романа: «Смерть героя» Р. Олдингтона, «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя.
В литературе определилось потерянное поколение, названное так с лёгкой руки Хемингуэя, поставившего эпиграфом к своему первому роману «Фиеста. И восходит солнце» (1926) слова жившей в Париже американки Гертруды Стайн: «Все вы – потерянное поколение». Эти слова оказались точным определением общего ощущения утраты и тоски, которые принесли с собой авторы названных книг, прошедшие через войну. В их произведениях было столько отчаяния и боли, что их определили как скорбный плач по убитым на войне, даже если герои книг и спаслись от пуль. Это реквием по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны, на которой рассыпались идеалы и ценности, которым учили с детства.
Ни по возрасту, ни по состоянию здоровья Барбюс не подлежал мобилизации и всё же добровольно пошёл на фронт простым солдатом, когда началась Первая мировая война. Он увидел войну такой, какая она была на самом деле. Роман «Огонь» впервые был опубликован в августе 1916 года в газете «Эвр», а в октябре того же года автор был удостоен Гонкуровской премии. Роман вошёл в историю мировой литературы как честная и талантливая книга, разрушившая вокруг войны ореол парадности и романтики. Барбюс написал будни войны, он изобразил войну как тяжёлую и грязную работу взаимного истребления ни в чем не повинных людей.
О войне и о том, что произошло со многими участниками войны, ставшими революционерами, писатель рассказывает в романе «Ясность».
Действие романа разворачивается во время Первой мировой войны на территории доживающей последние годы Австро-Венгерской империи. Произведение описывает события, происходящие с Йозефом Швейком — отставным солдатом, в начале войны вновь призваннымновыми на службу. Автор неподражаемо сочетает авантюрно-плутовские приключения Швейка с острейшей социальной и политической сатирой. Бравый солдат Швейк -фигура одновременно и комическая, и трагедийная.
В 1915 году война вошла и в жизнь самого Гашека. Его призвали в армию и зачислили в 91 пехотный полк. Многое из похождений Швейка, описанных в романе, в действительности произошло с самим писателем. В армии будущий роман пополнился не только новыми историями и курьёзами, но и персонажами.
Жизнеописание героя поделено на два основных периода: до и после войны. Первая мировая война расколола надвое картину времени. Распад великой цепи бытия подчеркнут композиционно: действие первой части романа завершается 1914 годом, действие второй отнесено к 1919 году. Война трактуется как провал во времени, поглотивший тысячи жизней и дорогое герою прошлое.
Растерянный новобранец 1914 года, которому внушают, что война – «священный долг» перед Королем и Отчизной, к 1919 году превращается в живой труп, находящийся во власти пережитого кошмара. Война притупила чувства, смяла мысли. Погрузившись в пучину равнодушия, Энтони поплыл по течению…
Опубликованная в 1929 г., эта антивоенная книга быстро приобрела популярность у себя на родине, а впоследствии стала классикой не только немецкой, но и мировой литературы 20 в. В эпиграфе к роману Ремарк пишет: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов».
Эрих Мария Ремарк в 1916 г. был призван в армию и сам испытал то, что испытали его литературные герои. Отсюда и реализм, с каким описывает автор войну и солдатский быт.
Роман стал самой лучшей и первой книгой «потерянного поколения» англоязычной литературы. В этом романе писатель стремился художественно раскрыть, как война и связанные с ней бедствия лишают человека права на достойную, полнокровную жизнь и деятельность. События романа разворачиваются на итало-австрийском фронте в 1917 году. Хемингуэй создаёт потрясающе яркие и сильные эпизоды военных будней, сражений, коротких дней отдыха, гнетущую тоску лазаретов.
В финале писатель приводит своего героя к осознанию жестокости, бессмысленности жизни, потерянности человека в этом огромном и враждебном мире.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть