Слайд 1
Особенности взаимодействия со школьниками, проявляющими агрессию.
Выполнила:
педагог-психолог МКОУ УКШи
Горбатенко Л. Н.
Слайд 2Агрессия — это любая форма поведения человека, нацеленная на оскорбление или
причинение вреда другому человеку, не желающему подобного обращения с собой.
Слайд 3Причины, стимулирующие возникновение агрессии следующие:
-неблагополучная ситуация в семье;
-повышенная возбудимость детей;
-интеллектуальные нарушения;
-низкий
уровень самоконтроля;
-отрицательное влияние классного коллектива, в котором агрессия считается нормой поведения;
-фрустрирующие ситуации (запреты, замечания педагогов);
-защита в ответ на «нападение».
Слайд 4Какие факторы способствуют возникновению агрессии?
Внезапный, непривычный, категоричный запрет. Поэтому любой запрет
надо вводить мягко, постепенно.
Поведение другого человека, воспринимающееся как произвол (просто не хочу, не буду...).
Категоричный отказ может вызвать вспышку агрессии, поэтому его лучше заменить возможностью выбора.
На любую провокацию — вербальную или физическую, как правило, последует физическая агрессия.
Очень мощным дополнительным стимулом агрессивного поведения является присутствие при конфликте других людей. Сам факт их присутствия усиливает агрессию. Кроме этого, сторонние наблюдатели могут «подогревать» конфликт своими советами, оценками и пр.
Алкогольное или наркотическое опьянение, сильная усталость могут вызывать агрессию.
Слайд 5
1. Физическая агрессия - (нападение) - это использование физической силы против
другого лица.
Проявление физической агрессии: агрессивные дети щипают играющих с ними малышей, кусают их. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находится рядом, нападать на детей младше себя и даже взрослых.
2. Словесная (вербальная) агрессия - это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань).
Проявление словесной агрессии: дети говорят нецензурные слова, выкрикивают оскорбления, дразнят других, ругаются.
3. Косвенная агрессия - это агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), а также агрессия ни на кого не направленная (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.)
Выделяют три основных вида агрессий: физическая агрессия, словесная агрессия и косвенная агрессия.
Слайд 61. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у
мальчиков, способствующего росту агрессивности.
2. Органические поражения головного мозга - травмы, менингиты и т. п.
3. Отношение взрослых - школы и, главное, родителей.
Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:
Слайд 7Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
полное игнорирование реакций ребенка - весьма
мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); констатирующий вопрос ("ты злишься?"); раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
Контроль над собственными негативными эмоциями.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
Рекомендации по общению с агрессивным ребенком
Слайд 8
Снижение напряжения ситуации
не повышать голос, не менять тон на угрожающий; не
демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу"); не кричать; не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; не использовать насмешки, высмеивание и передразнивание; не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей; не использовать физическую силу; не втягивать в конфликт посторонних людей; не настаивать на своей правоте; не читать нотации; не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.
Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.
Сохранение положительной репутации ребенка
публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
Демонстрация модели неагрессивного поведения
пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка.
Слайд 9Предупреждение агрессивных действий детей
никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины; если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее; если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!” ; изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.
Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка; искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу; следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит; придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.).
Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
Комкать и рвать бумагу. Бить подушку или боксерскую грушу. Топать ногами. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Посчитать до десяти. Самое конструктивное - спортивные игры, бег. Вода хорошо снимает агрессию.
Слайд 10Работа с родителями.
При работе с родителями нужно учитывать каждый индивидуальный случай.
Приказы и наказания могу вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться(поскольку ребенок не всегда посмеет противопостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивную форму поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-то «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если семья в это время опаздывает куда-либо.
Слайд 11Игра «Обзывалки»-разрядка гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Участники игры
передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными обидными словами. Это могут быть деревья, фрукты , грибы, рыб, цветов и тд. Обращение начинается со слов «А ты…..» Например «А ты морковка…..».
У детей, получившим возможность выплеснуть, с разрешения педагога, негативные эмоции, а вслед за этим услышавшее что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
Игра на развитие эмпатии. Осуждение «Буратино».
«Что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане?»
«А что чувствовала Мальвина в это время?»
«А как вы думаете почему Карабас-Барабас стал такой злой?»
Слайд 12
Игра «Эффективное взаимодействие».
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию, не зная других способов
выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемы способами
Один из участников держит в руках какой-либо значимый для него предмет. Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. (вербальный вариант и невербальный вариант
Слайд 13«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья».
Применение оборудования сенсорной комнаты способствует повышению
интереса у детей к обучению
- с помощью сенсорной комнаты имеет возможность заинтересовать детей, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
- многообразие материалов, стимуляторов сенсорной комнаты позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно-двигательную координацию;
- каждое занятие с использованием сенсорной комнаты вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.
Занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих проблем:
- адаптации;
- повышенная агрессивность, склонность к разрушительным действиям.
резкие и немотивированные колебания настроения;
- чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Слайд 14восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги;
создание чувства безопасности, защищённости;
достижение релаксирующего эффекта;
Слайд 15
Тренажер
«Сухой дождь»
Используется для
снятия напряжения,
развитие эмоциональной сферы;
развитие познавательного
интереса, мотивации к обучению;
Слайд 16модуль для рисования песком
для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения,
игровой терапии.
Слайд 17
Комплексная терапия детей и подростков, имеющих эмоциональные нарушения, вследствие различных травмирующих
ситуаций должна быть направлена на снижение проявлений посттравматического синдрома, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.
В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.
Слайд 18Светильник «Фонтан света» - настольный светильник, представляющий из себя большой светящийся
пучок оптиковолоконных нитей. Рассыпающиеся в разные стороны нити напоминают фонтан или салют, создают радостное настроение и притягивают взор.
Слайд 20
«… Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к
своему труду и, прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств - а без этих качеств труд педагога превращается в муку». В. А. Сухомлинский