Слайд 1ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила: педагог-психолог МБОУ «Гимназия16» г. Мытищи
Лазарева Н.С.
Слайд 2Общая характеристика
Вершина детства –от 6-7 лет до 10-11
Сохранность детских качеств –легкомысленность,
наивность ,взгляд на взрослого снизу вверх
Появление новой значимой деятельности –учебная деятельность
Утрата непосредственности в поведении
Смена логики мышления
Слайд 3Анатомо-физиологическая характеристика
Увеличение мозга (от 90% веса мозга взрослого человека в 5
лет до 95% в 10 лет)
Развитие нервной системы (появление новых связей между нервными клетками)
Усиление специализации полушарий головного мозга
Созревание лобного отдела больших полушарий (возможность для целенаправленного произвольного поведения ,планирования и выполнения программ действий)
Рост подвижности нервных процессов(процесс возбуждения превалирует в меньшей степени над процессами торможения)
Слайд 4Рост функционального значения второй сигнальной системы (слово приобретает обобщающее значение сходное
с тем ,какое оно имеет у взрослого человека)
Развитие крупных мышц опережает развитие мелких( дети лучше выполняют размашистые сильные движения по сравнению с точными движениями)
Слайд 5В процессе обучения детей младшего школьного возраста важно учитывать:
Неравномерность анатомо-физиологического созревания
организма
Относительный характер возросшей физической выносливости
Сохранность быстрой и высокой утомляемости
Высокую эмоциональную возбудимость
Кризис 7 лет:
потеря непосредственности,
манерничанье ,
симптом «горькой конфеты»
Слайд 6СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
Отношения «ребенок-взрослый» меняются (дифференцируются на отношения «ребенок-учитель» и «ребенок-родители»)
Отношения «ребенок
–дети» не меняются
Система «ребенок-учитель является ведущей (начинает определять отношения ребенка к родителям и к детям)
Впервые отношения « ребенок –учитель» становятся отношениями «ребенок-общество»:
ребенок очень чуток к тому как учитель относиться к детям
ребенок старается строго следовать указаниям учителя
межличностные отношения между детьми складываются с позиции отношения к эталону введенного учителем
Слайд 7УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Через нее осуществляется основные отношения ребенка с обществом
В
ней осуществляется формирование качеств личности ребенка и отдельных психических процессов( внимание, память ,мышление и т.д.)
Слайд 8Мотивация:
1.Широкие социальные мотивы (хорошая работа, поступить в хороший институт) – слабо
выражены у детей младшего школьного возраста
2.Узколичностные мотивы (заслужить похвалу учителя, родителей, получить хорошую оценку, мнение класса) – ярко выражены
Слайд 9Самооценка:
1.Ситуация успеха - адекватная самооценка
2.Ситуация неуспеха - заниженная самооценка:
1 этап: осознание
школьного неуспеха как неумения быть хорошим (есть вера исправиться)
2 этап: вера пропадает, но ребенок хочет быть хорошим
3 этап: ситуация стойкого неуспеха уничтожает веру и стремление быть хорошим (агрессия, лень, пассивность, стеснительность, уход в болезнь)
Слайд 10Группа риска
Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивность)
Леворукие дети
Дети с эмоциональными
нарушениями (агрессивные, эмоционально-расторможенные, обидчивые, тревожные)
Слайд 11НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Внешний вид
Особенности установления контакта (негативизм,замкнутость,открытость,доброжелательность,несоблюдение дистанции между
собой и взрослым)
Работоспособность
Реакция на замечания, одобрения
Отношение ребенка к успеху, неудачи
Принятие помощи
Особенности эмоционального реагирования
Участие в конфликтах и способы их разрешения
Слайд 12В процессе обучения важно учитывать:
Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника
являются идеалы (носят конкретный характер ,неустойчивы ,быстро сменяют друг друга, подражают как правило внешней стороне поступков)
Потребность в игре сохраняется(возрастает значение игры по правилам и с достижением результата- настольные ,интеллектуальные, спортивные)
Трудовая деятельность протекает в двух направлениях:
Самообслуживание(быть опрятным ,следить за порядком на рабочем месте)
Изготовление поделок(формирует чувство ответственности ,трудолюбие)
Слайд 13Рекомендации классному руководителю
Четко выработать совместно с учащимися правила поведения в
школе, на перемене, в столовой ,на уроке (данная информация должна висеть в классе на видном месте ,пока выполнение требований не станет нормой).
Познакомить учащихся с традициями школы(экскурсия по школе, знакомство с учебными кабинетами, служебными помещениями ,с администрацией, с сотрудниками школы)
Определить законы жизни в классе:
-каждый имеет право на ошибку и ее исправление
-недопустимо унижать ,оскорблять и обижать другого человека
-научиться признавать свою неправоту
-не бояться просить помощи и помогать другому и т.д.
Слайд 14Отмечать успехи и неудачи классного коллектива, озвучивать это и не оставлять
без внимания.
Проводить совместные обсуждения о жизни класса ,где каждый ученик может высказать свое мнение
Дать возможность слабым ученикам почувствовать себя в ситуации успеха
Провести классный час на тему «Права и обязанности школьника»
Четко распределить поручения в классе и следить за их выполнением(провести классный час как мы выполняем свои поручения)
Для облегчения учебной деятельности ,вводить
на уроке игровую ситуацию с использованием дидактических ,интеллектуальных игр.
.