Слайд 1Особенности памяти при речевых нарушениях
Слайд 2Особенности памяти у детей с нарушениями речи
Как показало большое число исследований
различных стран память следует рассматривать как сложную функциональную систему, активную по своему характеру, развертывающуюся во времени, разбивающуюся на ряд последовательных звеньев и организованную на ряде уровней.
Этот сложный системный характер сохраняется при основных процессах памяти и в равной мере относится как процессу запечатления, так и к процессу воспроизведения ряда запечатленных следов.
Слайд 3Память следует понимать как активную мнестическую деятельность.
В ряде случаев, этот активный
характер мнестической деятельности проявляется в том, что человек ставит специальную задачу запомнить материал, и именно это превращает процесс непреднамеренного, пассивного запечатления в специфическую форму активной мнестической деятельности, так называемую произвольную память.
Слайд 4Объем зрительной памяти таких детей практически не отличается от нормы.
Слайд 5Результаты исследования слуховой памяти у детей с нарушениями речи демонстрируют: слабость
удержания речевых сигналов и точность воспроизведения, высокую тормозимость слухоречевых следов, низкий уровень развития произвольности и контроля слуховой памяти, нарушения узнавания слов, предъявляемых на слух, плохая тренируемость на речевые стимулы, медленная ориентировка в условиях задачи и др.
Слайд 6У детей с ОНР сниженный объем всех видов памяти (особенно слухоречевой).
Исследование слуховой памяти моторных алаликов показывает, что после первого предъявления они воспроизводят лишь незначительное количество слов, могут повторять одно слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Алалики часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые элементы, меняют последовательность действий, не используют речевое общение с целью уточнения инструкции, что связано и с особенностями внимания.
Слайд 8Среди качественных показателей слухоречевой памяти детей с ОНР при воспроизведении фраз
можно назвать следующие:
низкий объем памяти;
высокая тормозимость слухоречевых следов;
низкая прочность и точность запоминания;
чаще встречаются случаи полного забывания фраз после интерферирующей деятельности (счет в уме до 20).
Слайд 9Ошибки допущенные детьми при воспроизведении фраз.
- сокращение длины предложения или длины
слов (элизии);
- пропуски 1–2 или даже 4 слов, сокращение структуры слов;
- замена слов в предложении (вербальные парафазии);
- соединение слов первого и второго предложения (контаминации);
- воспроизведение семантически ошибочных предложений;
- перестановка слов в предложении;
- привнесение новых слов в предложение;
- грамматические ошибки, смешение времени глагола, нарушения согласования слов в предложении и др.
Слайд 10Особенности памяти у детей с речевыми нарушениями
объем зрительной памяти соответствует норме,
за исключением запоминания геометрических фигур;
преобладание смысловой памяти над механической, снижение функции слуховой памяти;
низкий уровень отсроченного воспроизведения и продуктивности запоминания;
относительная сохранность смыслового, логического запоминания.
Слайд 11Особенности памяти у взрослых с нарушениями речи
Воспроизведение 10 слов для заикающихся
труднее, чем для здоровых испытуемых.
Наряду с количественными обнаруживаются и качественные особенности памяти, когда наблюдается склонность на протяжении всего исследования начинать воспроизведение серии с первых слов.
Результаты исследования памяти с помощью метода пиктограмм показывают, что в целом такой способ запоминания словесного материала не представляет сложности для заикающихся.
Слайд 12
Для заикающихся характерна некоторая диффузная недостаточность краткосрочной памяти, проявляющаяся как качественно,
так и количественно. Особенности памяти заикающихся связаны с вниманием и мышлением (способами обработки информации).
Нарушения слухоречевой памяти находятся в центре синдрома акустико-мнестической афазии. Это проявляется в сужении объема непосредственного воспроизведения.