Слайд 1Особенности образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
Педагог-психолог Ирина Николаевна Секания
Слайд 2Что такое ЗПР?
Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой.
Исследуемый феномен
характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией
к компенсации и
обратному развитию.
Слайд 3Характерные особенности детей ЗПР:
повышенная истощаемость и в результате низкая работоспособность,
незрелость эмоционально- волевой сферы,
психопатоподобное поведение,
неустойчивое внимание;
нарушения памяти памяти
не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение,
они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, не удерживают условие задачи
дефекты звукопроизношения;
бедный словарный запас слов; слабая техника чтения;
низкий навык самоконтроля;
ограниченный запас общих сведений и представлений
Слайд 4Таким образом, поступающим в школу детям с ЗПР присущи специфические особенности
психолого-педагогического характера.
Они не обнаруживают готовности к школьному обучению, у них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без специальной помощи полноценно овладеть счетом, чтением и письмом. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.
Слайд 5Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые
начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда - в различных формах отклоняющегося поведения.
Слайд 6
Организация обучения детей с ЗПР требует внедрения в школе системы
коррекционно-развивающего обучения, предполагающей обязательную комплексную помощь детям с трудностями в обучении и сопровождение специалистами различного профиля (психологом, логопедом, социальным педагогом, дефектологом) учебного процесса.
В системы коррекционно-развивающего обучения учебным планом предусмотрено проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление недостатков развития ребенка, восполнения пробелов в знаниях, подготовку к усвоению сложных тем.
Важная роль в этом процессе отводится учителю-дефектологу, цель работы которого – обеспечить специальную (коррекционную) помощь детям, испытывающим трудности в усвоении общеобразовательных программ.
Слайд 7Для детей с задержкой психического развития должны быть созданы условия, соответствующие
их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т. д
Слайд 8Для повышения эффективности обучения с ЗПР создаются специальные условия:
Введение физкультминуток
через 15-20 минут.
Создание ситуации успеха на занятии.(выполнить посильный объем работы и получить одобрение, похвалу)
Благоприятный климат на уроке.
Опора на эмоциональное восприятие.
Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
Точность и краткость инструкции по выполнению задания. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
Связь обучения с жизнью
Постоянное управление вниманием
Слайд 9ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР
-общая коррекционная направленность
процесса обучения,
- увеличение срока обучения
- малая наполняемость класса,
- щадящий режим,
- соответствующий учебный план,
- увеличение количества часов на трудный раздел программы,
- использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,
- создание положительной атмосферы на уроке
- постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,
- создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,
- опора на игру.
Слайд 10
Спасибо за внимание !
Успехов Вам!