Слайд 1Особенности логопедической работы
с детьми с ОВЗ
Слайд 2Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития детей
с особыми образовательными потребностями.
У 60-90% обучающихся начальных классов данных школ имеются выраженные дефекты устной и письменной речи. За последие годы в первые классы поступают до 100% детей, нуждающихся в логопедической помощи.
Расстройства речи у детей с ОВЗ проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального развития в целом и имеют стойкий характер.
Слайд 3Особенности детей с ОВЗ
Слабость мотивации к общению.
Снижение потребности в речевом общении.
Речевой
негативизм.
Плохое восприятие речи окружающих.
Малый словарный запас.
Множественные нарушения звукопроизношения, грамматического строя.
Низкий уровень связной речи.
Слайд 4Особенность коррекционной работы
Коррекция нарушений речи – более длительный процесс, чем у
детей с нормой. На постановку звука часто хватает 5 – 9 занятий, а автоматизация длится порой от одного года до 2 – 3 лет.
Причина длительной работы – особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за своей речью, слабость волевых процессов.
На результат работы влияют длительные перерывы в занятиях (болезнь ребенка, пропуски занятий из-за каникул, особенно летних).
В таких случаях работу приходится начинать сначала.
Слайд 5Основные направления логопедической работы
Развитие фонематических процессов, артикуляционной гимнастики.
Развитие речевого дыхания.
Постановка, автоматизация
звуков.
Коррекция лексико-грамматического строя речи.
Формирование навыков связного высказывания.
Совершенствование сенсомоторного развития, мелкой моторики рук.
Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.
Развитие слухового внимания.
Развитие мышления в целом, отдельных сторон психической деятельности.
Слайд 6Использование анализаторов в работе
Для получения хороших результатов по исправлению недостатков речи
требуется максимальное включение анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных)
Частая смена видов деятельности на занятиях способствует лучшему усвоению знаний и умений, предупреждают усталость логопатов.
Слайд 7Использование на занятиях разнообразной наглядности.
Слайд 9Помощь детям - аутистам
Аутизм – тяжёлое психическое расстройство! Он имеет сложную
структуру дефекта.
Выраженность аутизма у каждого ребенка разная.
Работа над речью у таких детей нужно начинать как можно раньше.
Речь у детей с РДА разная: у одних серьезные нарушения моторики, мешающие развитию речи, у других речь развивается рано, но такие дети плохо понимают значения слов, говорят штампами.
Слайд 10Работа над речью
Важным пунктом в работе является создание особой предметно-развивающей среды
для обучения детей.
Обучение пониманию речи.
Создание потребности в речевом общении.
Учить ценить общение, - будет развиваться речь!
Наполнение общения эмоциями.
Обучение использованию слов для обмена информацией.
Создание эмоционально значимых ситуаций с использованием слов.
Вся работа должна быть привязана к опыту детей.
Обучение распознаванию звуков, провоцирование на любые звуки.
Использовать в работе по обучению речи отработку указательных жестов.
Использование логопедам в разговоре с детьми живой мимики и четкой артикуляции слов.
Обучать задавать вопросы и отвечать на них.
Развитие общей и тонкой моторики.
Использование пальчиковых игр для повышения функциональной активности головного мозга.
Слайд 11Тренировка мышц языка, губ.
Для выражения своих эмоций, желаний учим детей использовать
наглядные стимулы – карточки “Я хочу …”, “Дайте мне, пожалуйста,…”, “Я устал и хочу отдохнуть” и другие.
Чаще комментировать окружающие предметы, действия вокруг.
Учить детей говорить тихо, в полголоса, шептать.
Чаще задавать вопросы: “Что ты хочешь?”, требовать “Покажи!”, “Дай…”, “Возьми…”.
Важно научить аутистов петь. Когда они будут слышать свой голос, будет быстрее развиваться речь.
В работе широко используются карточки PECS, компьютерные программы.
Арттерапия способствует формированию контакта и коммуникации между педагогом и ребенком, помогает обучающемуся передавать свои ощущения и развивать речь и способности.
Слайд 12Коррекционная работа с детьми-аутистами требует гибкости, большого терпения педагога, перестройки занятий
с учетом настроения, самочувствия ребенка. Дети очень чувствительны к доброжелательному отношению, сочувствию и сопереживанию.
Слайд 13На занятиях используются специальные приёмы и методы обучения детей речевой активности
.
Слайд 14Спасибо за внимание!
Учитель-логопед Н.А. Ильина