Слайд 1
Особенности формирования познавательной деятельности в развитии связной речи детей в группе
компенсирующей направленности
Из опыта работы:
Иванова О.Н.- учитель- логопед
МБДОУ д/с №153
город Ульяновск
Слайд 2Коррекционно- развивающая деятельность по формированию всех компонентов речи и познавательной деятельности
у детей с ТНР строится на основе современных образовательных технологий: Н.В. Нищевой, Т.А.Ткаченко, В.В.Коноваленко
Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) характерны нарушения познавательной сферы; представления об окружающем бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.
Развитие речи и познавательной деятельности становится все более актуальной проблемой в нашем обществе
Слайд 3
Основными задачами по формированию познавательной сферы являются:
Основными задачами по формированию познавательной
сферы
*формирование познавательной и речевой активности
*уточнение представлений детей о предметах, явлениях природы, расширение кругозора по различным темам
*развитие планирующей, доказательной функции речи
*формирование умения задавать вопросы
*развитие произвольного внимания, наблюдательности, долговременной памяти, развитие воображения, мышления
Слайд 4В образовательной деятельности уточняются, закрепляются знания детей об окружающем, поэтапно формируются
навыки связной речи
Слайд 5
Основным методом формирования представлений об окружающем является наблюдение. Для того, чтобы
наблюдение стало возможно, необходимо иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.
В процессе работы над картиной иногда бывает сложно направить внимание детей-логопатов. Для этого используем игровые приемы «Подзорная труба», «Фотоаппараты», «Кто больше запомнит… (предметов, деталей и т.п.)», «Самый внимательный».
Слайд 6Как в процессе предварительной работы, так и в образовательной деятельности используем
муляжи, гербарии, коллекции марок, открыток, альбомов для рассматривания с определенной тематикой, макеты по теме, изготовленные педагогами и детьми ДОУ. Это повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, побуждает к формулировке различных вопросов. Учим наблюдать за собственной речью, речью товарищей.
Слайд 7Для проведения наблюдений применяем ТСО, лупы, микроскоп, измерительные приборы. При знакомстве
с происхождением слова Дюймовочка, находили 2,5 см на линейке, устанавливали, какого размера была героиня сказки.
Слайд 8Для развития навыков пересказа используем произведения писателей-классиков Л.Толстого, М.Пришвина, К.Ушинского и
др., натуралистов В.Бианки, Н.Пескова и др., русские народные сказки, сказки народов мира познавательной, социально-этической направленности с учетом темы, возраста и речевых возможностей детей.
Слайд 9Для закрепления знаний детей о предметах, явлениях природы, событиях общественной жизни,
как в коррекционной деятельности, так и в группе совместно с воспитателями используем игровые методы (игру-драматизацию, сюжетно-ролевую игру).
Слайд 10Для развития навыков ведения учебного диалога в с середины года использую
прием «Дежурный логопед» - ребенок задает вопросы товарищам при проведении игры, рассматривании картины, при анализе (составлении) плана рассказа с использованием приемов моделирования, при проведении звуко-слогового и звуко-буквенного анализа. т.п.
Слайд 11В коррекционной деятельности по развитию связной речи обсуждаем пословицы, поговорки, образные
выражения, не только знакомимся с фразеологизмами, но и закрепляем их использование в быту, в повседневной деятельности. Для ознакомления с пословицами и поговорками нами изготовлено пособие «Веселые фразы», в котором представлены рисунки прямого, ошибочного толкования и ситуации, иллюстрирующие применение данной пословицы.
Слайд 12Составляем рассказы по картинам, в которых сюжет имеет разное толкование. Для
этого применяем технологию Т.А.Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом».
С этой же целью применяем методы мнемотехники, моделирования, которые направлены на развитие воображения, памяти, произвольной деятельности. Данные приемы используются и при составлении плана высказывания при заучивании стихов, загадок, составлении загадок, рассказов, сказок.
Слайд 13Начиная со старшей группы, совместно с воспитателями учим пользоваться специальной терминологией:
передний план картины, задний план картины, центр картины, теплые, холодные тона, какое впечатление, настроение вызывает картина. Используем в работе по связной речи приемы ТРИЗ «Ожившие предметы», «Живые картины: кто, о чем говорит», «Что было, что будет», «В гости пришел волшебник времени», «Сказка наоборот»
Слайд 14В коррекционной деятельности используем и другие виды арттерапии. Раскрыть красоту родной
природы, ее неповторимость можно при помощи репродукций полотен великих художников (К.Юон «Волшебница зима», Б.Кустодиев «Масленица», М.Саврасов «Грачи прилетели»). Во время таких бесед, при составлении рассказов, не только ведется анализ картины, но используются литературные и музыкальные произведения. Дети, таким образом, учатся устанавливать созвучность настроения человека, природы, события, музыки. У дошкольников воспитывается интерес к труду композиторов, художников, писателей. Использование приемов изодеятельности повышает познавательную и речевую активность детей в коррекционной деятельности по развитию связной речи.
Слайд 15Одним из методов в нашей коррекционной практике стала сказкотерапия. Сказка –
наиболее благоприятный материал для дошкольников, доступный их мировосприятию. В тоже время при помощи сказочных образов и ситуаций можно решать различные коррекционно-воспитательные задачи. Например, сказка В.Г.Сутеева «Под грибом» помогает закрепить умение детей вести диалог, активизировать словарный запас по лексическим темам, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Умению сострадать и сопереживать друг другу.
Слайд 16
Логосказки- как форма работы по развитию связной речи у детей с
тяжелыми нарушениями речи. В логосказках используются разные виды работ по развитию связной речи: обыгрывание диалогов, составление описательных загадок и рассказов, пересказ, творческий рассказ. Сказка связана с изучаемой лексической темой.
Слайд 17Для детей дошкольников с ТНР очень важно познавательно-речевое развитие в процессе
экспериментально-исследовательской деятельности. Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно-следственную связь, ребёнок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Слайд 18Речь – явление социальное и служит средством общения детей друг с
другом. В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка.
Поэтому, одной из форм интеллектуального и речевого развития является экспериментирование. Именно через него дети знакомятся с окружающим миром. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.
Слайд 19В режимных моментах в утренние и вечерние отрезки времени проводим поисково-экспериментальную
деятельность на различную тематику: «Где живет вода?» Искали воду в растениях, фруктах, хлебе и сухарях.
Экспериментально-опытным путем в ходе сравнения, обобщения дети самостоятельно делают выводы о том, что вода есть повсюду: в растениях, фруктах и овощах, хлебе и сухарях и начинают понимать, что вода-это основа жизни. Развивается монологическая речь детей.
Слайд 20«Изучаем органы чувств»
(знакомство с ухом, знакомство с глазом)
В ходе экспериментальной деятельности
предлагаем детям составить рассказы-рассуждения на тему: «Можно ли обойтись без глаз?», «Что случится с человеком, если он перестанет слышать?» и т.д.
Слайд 21Игры по экспериментированию являются одновременно и играми по развитию речи. В
процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда ведут непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности пробуждает к творческой активности, стимулирует речевые высказывания детей, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует диалог с игрушечными персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей.
Слайд 22Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся
рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами; «Как это сделать? Давайте сделаем так. Давайте посмотрим, что будет, если…». Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь-рассуждение.
Слайд 23Дети расспрашивают своих родителей и педагогов об интересующем их вопросе, они
с удовольствием рассказывают о своих открытиях, тем самым обмениваются знаниями и опытом, что в свою очередь способствует формированию связной речи. Также обращаются к художественной и энциклопедической литературе как источнику информации, просят прочитать взрослых. Им нравятся занятия, где вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
Слайд 24При изучении лексической темы «Библиотека. Знакомим с творчеством А.С. Пушкина и
детских писателей привлекаем родителей . Изготовили книжки-малышки.
Детям представилась возможность выступить в роли писателя, оформителя, дизайнера.
Каждый ребенок представил свою книжку и рассказал о ней.
Слайд 25При изучении лексических тем, связанных с природными и общественными явлениями, животными,
растениями, птицами используем фототерапию (слайдтерапию). Данный метод эффективен при уточнении и обогащении словарного запаса детей-логопатов, составлении описательных, творческих рассказов, рассказов из личного опыта. С помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint разработали электронные словари, провели занятия-презентации по темам «Защитники Отечества», «Масленица», «Наш город», «Животные жарких стран»,
«12 апреля - день космонавтки», «День Победы»
Слайд 26Навыки связной речи, представления об окружающем закрепляем во время проведения комплексных
занятий, развлечений, праздников с другими педагогами ДОУ.
Слайд 27В целях развития познавательной деятельности участвуем с детьми в международных конкурсах:
«Красавица Буква», «Светлячок», «Моя добрая сказка»
Слайд 28
В течение трех лет сотрудничаем с детской библиотекой № 9. Все
воспитанники групп компенсирующего вида являются посетителями детской библиотеки. Повышению читательского интереса способствовал конкурс «Самый активный читатель». С 2015 года по настоящее время посещаем программу «Я познаю мир», разработанную сотрудниками библиотеки. Через беседы, мини спектакли, игры, видеофильмы, мультфильмы, слайд-путешествия дети в течение учебного года закрепляем знания о природе родного края.
Слайд 29В своей работе с детьми-логопатами опираемся на слова В.А.Сухомлинского «Детство –
это каждодневное открытие мира». Стараемся, чтобы каждый день был для воспитанников открытием, дарящим радость, удивление.
Слайд 30
Мы считаем, что формирование связной речи в сочетании с активизацией познавательной
сферы не только обеспечивает полноценную подготовку к школе, но и формирует социальную компетентность детей, активную личностную позицию.