Слайд 1Основы рефлексивной деятельности
Слайд 2Рефлексия
Слово «рефлексия» произошло от латинского «reflexio», что значит «обращение назад».
Это
понятие ввел Рене Декарт, который отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего.
Слайд 3Рефлексия -
принцип человеческого мышления, направленный на осмысление своих собственных действий
и законов, по которым они совершаются;
осознание субъектом своих психических актов и состояний;
«деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека»
Слайд 4Предмет рефлексии
Предметом рефлексии может быть все, что содержится в опыте индивида:
знания, представления, понятия, чувства, переживания, отношения, желания, ценности, смыслы.
Слайд 5Рефлексия
Рефлексия - есть наблюдение, направленное не на внешние ощущаемые предметы, а
на «внутренние действия нашего ума».
Рефлексия всегда есть некоторый «выход из ситуации», то есть, занимая рефлексивную позицию, человек как бы наблюдает за собой со стороны.
Слайд 6Значимость рефлексии
С помощью рефлексии мы получаем знание не отвлеченное, существующее в
культуре, а скорее субъективное, образуем собственные смыслы, то есть понимаем.
Слайд 7Рефлексивная деятельность
Суть выхода в рефлексию, или в рефлексивную позицию заключается в следующем:
индивид прекращает привычный способ деятельности, перестает действовать и как бы "отходит в сторону", выходит за пределы "пространства" этой деятельности … и начинает смотреть на нее со стороны, делает ее объектом рассмотрения, что позволяет ее "увидеть" по-новому (а иногда и вообще впервые увидеть) и начать анализировать.
Для вышедшего в рефлексивную позицию индивида все происходящее с ним... подлежит исследованию, анализу, пониманию, обретает статус чего-то непознанного, неизвестного, непонятного, того, что предстоит познать и понять» ( Богин В.Г.)
Слайд 8Способы обучения рефлексии
Внедрение идеологии сомнения и критики, т.е. поощрение и несогласия,
и независимой оценки происходящего или изучаемого со стороны студентов, отказа от принятия на веру чего бы то ни было, сомнения во всем и критики.
Слайд 9Способы обучения рефлексии
Внедрение идеологии искусственно-технического подхода, то есть приучение учащихся рассматривать
окружающий мир не только как естественный, но и как искусственно созданный кем-то в соответствии с каким-то проектом, замыслом, какой-то целью, нормами.
Слайд 10Способы обучения рефлексии
Внедрение идеологии плюрализма и равнозаконности разных позиций. Необходимо обучать
студента умению занимать ту или иную позицию, уметь увидеть объект не с одной единственной точки зрения, а с разных «сторон». Для этого учащийся должен иметь представление о возможных позициях и навыки рассмотрения ситуации с различных позиций, кроме того, у учащегося должна быть установка на отсутствие «правильного ответа».
Слайд 11Способы обучения рефлексии
Формирование установки на "отчетность", т.е. «готовности ответить в любой
момент на вопрос: "Что ты делаешь?", "Зачем ты это делаешь?", "Каким образом ты это делаешь?" и т.д. Внедрение в процесс обучения установки на отчетность весьма способствует не только повышению уровня осмысления учащимся своих действий, но и повышению уровня общего понимания происходящего»
Слайд 12Способы обучения рефлексии
Обучение студентов задавать вопросы самим себе. Задавая себе вопросы,
учащийся может выяснить, что он не знает. Таким образом, он как бы получает знание о своем незнании. Это должны быть именно собственные вопросы, они должны исходить из модели мира, в которой живет и действует сам учащийся
Слайд 13Способы обучения рефлексии
Обучение умению преодолевать «непреодолимые трудности». Учащиеся должны сталкиваться с
такими задачами, которые невозможно решить имеющимся способом. Такая ситуация вынуждает студента прекратить неуспешную деятельность, выйти в рефлексивную позицию, и найти новые способы.
Слайд 14Рефлексия
При обучении рефлексии есть необходимость демонстрации преподавателем рефлексии своей деятельности. Преподаватель
должен:
а) давать как можно более точные и искренние формулировки;
б) задавать максимально высокую степень абстракций, "навязывать" категориальные и понятийные рамки:
в) везде, где это возможно, предварять урок изложением (запись на доске и ее проговаривание и т.п.) его плана в деятельностных формулировках;
г) последние несколько минут каждого урока отводить для рефлексии того, что, с точки зрения студентов, на уроке происходило;
д) во время урока делать везде, где это возможно, остановки деятельности для ее рефлексии
Слайд 15ОЦЕНКА учащимся СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 16Схема групповой рефлексии
а) рассказчик (Р) – рассказывает «что было»,
б) строитель
(С) - на основе рассказа, дискуссий и др. информации строит представление о том, что было (А)
в) объясняющий (О) - выясняет те возможные причины (В1, В2, В3), которые могли бы порождать то, что было (А).
г) прогнозист (П) - конструирует то (С1, С2, С3...), что может следовать из того, что было (А).
д) игротехник (И) - организует рефлексию, обеспечивает взаимопонимание
Слайд 17В группах
Сделать рефлексию по содержанию;
По окончании – рефлексию по способу
работы в группе;
Подготовить выступающего по поводу понятого содержания и по поводу используемого способа работы.