Слайд 1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.
Катанова»
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Основы методики развития связной речи дошкольников В.П. Глухова: Обучение пересказу
Выполнила:
Туенок Н.В.
студентка IV курса,
Проверила:
Добря М.Я.,
кфилн, доцент
Слайд 2Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей,
построенное по законам логики и грамматики.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Слайд 3Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано
с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения.
У детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.
Слайд 4
В. П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов,
предусматривающих овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Слайд 5Выбор произведений для пересказа:
На начальном этапе работы (второй период первого
года обучения) используются небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.
Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий.
Слайд 6В общую структуру занятий входит:
-организационная часть с включением вводных, подготовительных
упражнений, чтение произведения, разбор текста («языковой» и «содержательный») — 1-е занятие;
-пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов — 2-е занятие.
Слайд 7При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие
составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы:
-выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа,
-пересказ по предваряющему плану-схеме,
-пересказ одного иллюстрирует другой ребенок,
-прием использования детского рисунка,
-«иллюстративное панно»,
- диафильм,
-пересказ «по цепочке».
Слайд 8В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по
формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.
Это реализуется в ходе разбора текста и самого пересказа, а также с помощью специальных (лексико-грамматических) упражнений, включаемых в занятия.
Слайд 9Упражнения:
- на словоизменение, подбор лексем и словоформ, например определений, к заданному
педагогом слову при характеристике персонажей сказки;
- на дополнение предложений нужным по смыслу словом;
- воспроизведение конкретного лексического материала текста в форме игры-упражнения «Кто лучше запомнил?» и др.
Слайд 10Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает:
- усвоение
нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур;
- упражнения на правильное употребление фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа;
- развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.
Слайд 11На первом году обучения отрабатываются следующие грамматические структуры:
а) простые распространенные предложения
из 3-5 слов с включением дополнения, обстоятельства места, определения;
б) осложненные конструкции — с двумя однородными сказуемыми или дополнениями;
в) сложносочиненные предложения с союзами и, а и сложноподчиненные с придаточными времени (с союзом когда), изъяснительными (с союзом что), причины, определительными (с союзным словом который).
Слайд 12На втором году обучения на занятиях по пересказу обращается внимание на
овладение детьми навыками построения предложений с несколькими однородными сказуемыми, выраженными глаголами прошедшего времени совершенного вида, а также бессоюзных сложных предложений и сложноподчиненных с придаточными места (с союзным словом где), условия (с союзом если) и др.
Слайд 13Работа по развитию словаря осуществляется в основном в процессе разбора текста.
Детям объясняется значение малознакомых и новых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов; их закрепление происходит в процессе пересказа путем использования наводящих вопросов, подсказа, повторения слов и словосочетаний ребенком.