Слайд 1Основы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Руководитель МО классных руководителей
Моторина Ирина Юрьевна
Слайд 2
Проблема:
Культура взаимодействия классного руководителя и родителей.
Слайд 3
В статье 18 Закона РФ
«Об образовании» говорится: «Родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Слайд 4Выделяют три группы родителей:
1. Родители – помощники в
воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
2. Родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
3. Родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно – воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
Слайд 5Виды общения педагога с родителями:
1.Групповое (фронтальное) общение
подразумевает специально организованные мероприятия,
направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач.
2.Дифференцированное педагогическое общение
подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей.
Слайд 6Чтобы наладить сотрудничество с семьёй классному руководителю необходимо:
обладать культурой общения;
соблюдать уважительное
отношение к личности собеседника;
отказаться от форм конфликтной субкультуры;
проявлять интерес к мнению собеседника.
Слайд 7Основные причины трудностей при взаимодействии с семьей:
а)повышенная требовательность к родителям,
внушение им отрицательного образа ребенка, неуверенность в своей правоте;
б)неумение педагогов принять точку зрения родителей;
в)критичность по отношению к ним, неумение и нежелание найти индивидуальный подход.
Слайд 8 Важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции "обвинителя",
негативной оценки ребенка.
Эффективно помогает в этом техника "Я-сообщения", разработанная американским психологом Томасом Гордоном
Слайд 9«Я- сообщение» состоит из четырех частей
Первая часть — объективное, беспристрастное описание
ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство).
Чаще всего такое описание начинается со слова "когда": "Когда я вижу, что..."; "Когда я слышу..."; "Когда я сталкиваюсь с тем, что...".
В этой части "Я- сообщения" нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка или родителя), но не давать оценку его личности.
Слайд 10Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете
по поводу поведения человека ("Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение" и т. д.).
В третьей части "Я - сообщения" надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение.
Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, как именно ваш партнер по общению может изменить свое поведение.
Слайд 12
Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.
Слайд 13Правило первое:
В основе работы классного руководителя с семьей должны быть
действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
Слайд 14Правило второе:
Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической
культуры и активности в воспитании.
Слайд 15Правило третье:
Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
Слайд 16Правило четвертое:
Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные
качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.
Слайд 17 Правила взаимодействия
1. Не выносить суждений.
Необходимо избегать суждений типа «Вы
слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
Слайд 18
2. Не проповедовать.
Абстрагированные воззвания типа «Ваш родительский долг обязывает…», «Вы
как родители должны…» не воспринимаются родителями как важные, потому что эти призывы не ассоциируются с конкретными педагогическими ситуациями.
Слайд 193. Не поучать. Не подсказывать решения.
Нельзя навязывать собеседнику свою собственную
точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
4. Не приказывать.
Учителю необходимо помнить, что любые слова, которые содержат разного рода обязательства, могут вызвать протест. Общаясь с родителями, следует отказаться от фраз типа «вы обязаны», «вам нужно», «вы должны» и т.п., так как естественной реакцией на эти утверждения могут стать слова родителей: «Я вам ничего не должен. Это мой ребенок, и я буду поступать так, как сочту нужным!»
Слайд 20
5. Не угрожать. Педагог не должен забывать, что любая угроза –
это признак слабости, а угроза со стороны учителя – это еще и свидетельство педагогической несостоятельности и некомпетентности. Угрозы или ультиматумы со стороны учителя – это провокация конфликта. Фразы, построенные по модели «Если Вы не сделаете того-то и того-то , то…», являются свидетельством неумения учителя аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения с родителями. Угрозы со стороны учителя препятствуют установлению взаимопонимания между семьей и школой.
6. Не ставить «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы педагога должны быть корректны. Категоричные высказывания типа «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против учителя.
Слайд 217. Не выпытывать. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса,
так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и школой.
8. Не разглашать «тайну».
Учитель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
Слайд 229. Не оправдывать и не оправдываться.
Учитель, выстраивая свои отношения с
родителями, должен занимать четко выраженную позицию, не оправдывая отрицательных поступков школьника и не оправдываясь в своих действиях в рамках педагогического процесса, так как соглашательская позиция педагога может сделать существующую педагогическую проблему менее значимой для родителей.
10. Не провоцировать конфликты.
Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями
Слайд 23ПРОВЕДЕНИЕ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ИНИЦИАТИВЕ УЧИТЕЛЯ.
Слайд 24
Какие бы задачи общество не ставило перед
школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассмотрим некоторые правила и советы:
1. Не стремитесь отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.
3. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).
4.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.
Слайд 25Постановка психологической цели.
- Что я хочу от родителей?
Психологическая цель должна
быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.
Слайд 26Установление согласия на контакт.
Учитель обязательно обговаривает время диалога, особенно если
он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает.
Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке.
Слайд 27Создание обстановки диалога
Где и как будет проходить диалог
Слайд 28Корректно и конкретно сообщать цель вызова, например:
« Мне хотелось лучше узнать
ребенка, чтобы подобрать к нему подход».
«Нам нужно лучше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща» .
«Мне нужна помощь, чтобы лучше понять вашего ребенка».
Слайд 29Проведение диалога.
Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это
не оценочные суждения: « У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут)», а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны.
Слайд 30
Факты о поведении или успеваемости, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться
очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т.д.»
Так же не следует после положительной информации об ученике продолжить рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».
Слайд 31Проведение диалога.
Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это
не оценочные суждения: « у Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут)», а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны.
Слайд 32
Факты о поведении или успеваемости, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться
очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т.д.»
Так же не следует после положительной информации об ученике продолжить рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».
Слайд 33
Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:
удалось избежать противостояния и конфронтации;
удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;
удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;
обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.
Слайд 34 Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем,
уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога и психолога.
Формы и методы взаимодействия
Слайд 35Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает
их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.
Формы и методы взаимодействия
Слайд 36Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной
проблемы воспитания. В лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.
Формы и методы взаимодействия
Слайд 37 Родительский семинар
Расширение знаний о психологии воспитания , о
педагогических приёмах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания.
В ходе групповых дискуссий вырабатывают пути решения семейных конфликтов.
Слайд 38Приёмы
Мини-лекции специалистов (психологов, соцработников ) по отдельным вопросам .
Групповые дискуссии
, в основе которых педситуации , пережитые родителями.
Книжная терапия ( обсуждение содержания подобранных научно-популярных , методических пособий по проблемам семейной жизни и воспитания).
Слайд 39Наглядная педагогическая пропаганда
Знакомство родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических
выставок и др…( «Для вас родители», « Родителям о детях.»,
«Советы и рекомендации» ).
Слайд 40Деловая игра
Приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия
верных решений , умение вовремя увидеть и исправить ошибки.
Тема игр - разного рода конфликтные ситуации.
Слайд 41
Формы и методы взаимодействия
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по
изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Слайд 42Круглый стол
Расширяет воспитательный кругозор и родителей, и детей.
Обсуждение ситуаций , проблем
воспитания в различных типах семей.
Каждый родитель принимает активное участие , делясь наблюдениями и высказывая советы.
Слайд 43Родительские конференции
Обмен опытом воспитания, по вопросам психологии и педагогики, конкретным вопросам
семейного воспитания.
Определив тему ,учитель выявляет родителей, имеющих положительный опыт в решении соответствующих проблем, оказывает помощь в подготовке.
Слайд 44Практические занятия
( практикум)
Направлены на выработку и закрепление педагогических умений и навыков
пап и мам.
Проигрывание различных «скандальных» сюжетов помогает родителям и детям найти способы решений, позволяет посмеяться над ситуацией, посмотреть на неё со стороны, без излишней эмоциональной нагрузки.
Слайд 45
Формы и методы взаимодействия
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей
с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Слайд 46
Формы и методы взаимодействия
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или
иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Слайд 47
Формы и методы взаимодействия
Презентация позитивного опыта семейного воспитания способствуют использованию воспитательного
потенциала благополучных семей.
Слайд 48
Формы и методы взаимодействия
Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей
и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты. На такие встречи, как правило, приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы старшеклассниц).
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.
Слайд 49
Формы и методы взаимодействия
Встречи с педагогами, работающими в данном коллективе детей
целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.
Родительский клуб - интересная форма работы с родителями, проводится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель клуба - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.
Как общаться с родителями ваших учеников?
1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.
2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.
3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.
4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.
5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»
Слайд 51
Способность к общению — профессиональное качество учителя.
Во всех этих ситуациях ему
надо вести себя психологически грамотно.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Слайд 52Формы работы с родителями
Традиционные формы
Коллективные:
Родительское собрание
Общешкольная конференция
Родительский лекторий
Вечер для родителей
Родительские чтения
Семинар
Практикум
Заседание
«Круглый стол»
«Педагогическая гостиная»
«Устный журнал»
Тренинг
Спортивные соревнования
Концерт
Выставка
Вернисаж
Нетрадиционные формы
Индивидуальные:
Творческие дела.
Семейные традиции.
История моей семьи.
Талисман семьи. Гороскоп семьи
Семейная книга рекордов.
Географическая карта моей родословной.
Долгожитель» семьи ( книга, игрушка)
День рождения в семье.
Праздники семьи
Семейные увлечения.
«Четыре способа обрадовать маму».
Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры).
Мой семейный альбом.
Известные люди семьи.
Папа может все, что угодно.
Наш дом театр, музей, оранжерея….
Песни (сказки) моей бабушки.
Самое ласковое мамино слово.
Мое любимое блюдо.
Я горжусь своим дедом!
Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.
Слайд 53 Вывод
Сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной
,творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями, как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания собственных детей.
Слайд 54Итоги работы
Если и есть что-то в мире
стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.
Слайд 55
1. Соблюдать правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.
2.
Осуществлять повышение психолого – педагогических знаний родителей, через использование различных форм сотрудничества.
Слайд 56Литература:
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие.- СПб.: Питер, 2003.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов.- СПб.: Питер, 2003, 2004.
3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов /И.А. Колесникова и др.- М.: Академия, 2005.
4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов.- М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004.
5. http://www.i-u.ru/biblio/
6. http://www.sci-lib.com/
7. http://allforchildren.ru/pictures/school.php
8. http://go.mail.ru/search_images
9. http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2012/03/30/pravila-pedagogicheskoy-etiki-vo-vzaimodeystvii-