Слайд 1Городской семинар
на тему:
«Повышение эффективности преподавания путем применения новых технологий
как средство самообразования и совершенствования учителя»
Слайд 2Тема доклада:
«Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей учащихся»
Подготовила: педагог-психолог,
учитель самопознания III (базового) уровня
Рузиева М.Х.
Слайд 3Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью
жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст (IQ)
б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
Слайд 4Возрастные кризисы
Термин «кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским.
Кризис (от греч.krisis
– переломный момент, исход) – проблемный период в развитии ребенка во время перехода от одного возрастного этапа к другому.
(первыми были изучены кризисы 7 лет, 3-х лет, 13 лет, самым последним - кризис 1 года. )
Слайд 5Особенности кризиса
(по Выготскому):
А) временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса
есть резкое обострение – кульминационная точка.
Б) во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание учиться , конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.)
В) негативный характер развития – ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.
Слайд 6Новообразование
(Л.С. Выготский)
Новообразование – появление новых форм или элементов чего-нибудь (Толковый
словарь Ожегова)
Новообразование - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.
(психологический словарь)
Слайд 7Ведущая деятельность
(А.Леонтьев, Д.Б. Эльконин)
Ведущая деятельность (сфера деятельности) – это такая деятельность,
с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.
Деятельность детская— активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит формирование его психики.
Каждому возрастному периоду соответствует четко фиксированная для него ведущая деятельность.
Слайд 8Кризис
новорожденности
(0-2 месеца)
Причина: катастрофическое изменение условий жизни помноженное на беспомощность ребенка.
Характеристика:
потеря веса, настройка организма на существование в новой среде (вместо водной в воздушной)
Новообразование: индивидуальная психическая жизнь, комплекс оживления(особая эмоционально-двигательная реакция ребенка), возникновение привязанности.
Слайд 9Младенчество
(0-1 года)
Основная деятельность: непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым.
Сфера деятельности:
мотивационно-потребностная
Уровни привязанности: на уровне физического контакта, эмоций.
Результат к концу периода: разрушение тесной симбиотической ситуации между ребенком и заботящемся о нем взрослым.
Слайд 10Кризис 1 года
Причина: увеличение
возможностей ребенка, появление все большего количества новых
потребностей.
Характеристика: всплеск самостоятельности, знакомство с границами.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: разрыв между желаниемя и речевой регуляцией, разрешается через самостоятельность. (при благоприятном разрешении обретается воля).
Новообразования: автономная речь, ощущение себя как отдельного от взрослого, произвольность движений и жестов, управляемость, границы существуют и взрослые также им подчиняются.
Слайд 11Младший детский возраст (1-3 года)
Основная деятельность: деятельность вместе со взрослым по освоению
манипуляций с предметами. Взрослый как образец, как носитель культурно-исторического опыта. Развитие игры как подражание конкретному действию, игры как развлечения и как упражнения.
Сфера деятельности: у мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.
Уровни привязанности: на уровне похожести, подражания (теперь ему не нужно все время быть в физическом контакте с родными, надо просто быть похожими на них).
Потребности: необходимо предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Физическое ограждение от опасности. Введение ограниченного количества четких границ и их совместное поддержание.
Это период, когда ребенок накапливает знания о себе через восприятие себя глазами заботящихся о нем взрослых.
Новообразование: становление самосознания ребенка, развитие речи, приобретение туалетных навыков.
Слайд 12Кризис 3 лет(кризис социальных
отношений, становление самосознания ребенка)
Причина: тенденция к самостоятельной
деятельности. Феномен «Я сам».
Проявления:
Интерес к своему изображению в зеркале (ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других).
Негативизм. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Негативизм – это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Следует отличать от непослушания.
Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Следует отличать от настойчивости.
Слайд 13Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенностиЭто протест против
порядков, которые существуют дома: против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех.
Своеволие: стремление к освобождению от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Речь идет о самостоятельности намерения, замысла.
Обесценивание взрослых: ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
Стремление к деспотизму. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Новообразование: формирование внутренних позиций, рождение «Я»; познание различия между «должен» и «хочу»;произвольность мышления
(логический тип обобщения)
Слайд 14Дошкольный возраст (3-7лет)
Формирование самосознания. Осознает себя и относится к себе как
к физическому, духовному, общественному существу. Возникают внутренние, этические инстанции, формируются общие представления о природе, мире – складывается мировоззрение. Активно развивается самооценка.
Ведущая деятельность: Сюжетно-ролевая игра. Собственно игра возникает в 3 года: копирование действий и поведения взрослых. Игрушки – модели предметов, с которыми «играют» взрослые –сюжетная игра.
В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, преобладает до 6-7 лет. Смысл игры заключается в разделении ролей.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам, роли становятся чисто игровыми.
Слайд 15Ведущие психические функции
Память: Возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения, высокий
уровень механического запоминания
Внимание: Увеличивается объем, устойчивость, появляются элементы произвольного внимания
Наглядно-образное мышление: Совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Результат к концу периода: собственная позиция в системе социальных отношений.
Слайд 16Кризис 7 лет (кризис саморегуляции,
рождение социального «Я» ребенка)
Причина: замечаются собственные эмоции,
чувства. Возникает возможность их саморегуляции. Из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка.
Проявления:
1. Утрата детской непосредственности: Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка. Впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка.
2. Манерность, капризность, ребенок ходит не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.
3. Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой».
4. Возникают такие образования как самолюбие, самооценка.
5. Возникают трудности воспитания. Ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым
Новообразования: внутренний план действий; возникновение интегративного мышления, рефлексия; рождение Я-концепции, самооценки.
Слайд 17Младший школьный период
(7-12 лет)
Ведущая деятельность: учебная деятельность. Учебная деятельность осуществляется в
форме совместной деятельности учителя и ученика.
По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы.
Стадия умственного развития: стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения. Возможность понять, что другой видит мир иначе, чем я.
Потребности: уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета.
Ведущие функции
Память, словесно-логическое мышление
Развитие словесно-логического мышления перестраивает и все другие познавательные процессы: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим.
Результат к концу периода: собственная познавательная активность, умение кооперироваться со сверстниками, самоконтроль.
Слайд 18Кризис 13 лет (подростковый кризис, кризис социального развития)
Причина: переход от «детства» к
«взрослости»;выход в большой мир приводит к переоценке тех ценностей, которые были впитаны в семье и малом коллективе, происходит соотнесение себя и общества.
Характеристика: наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Изменяются отношения между мальчиками и девочками. Негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: при переоценке всех предшествующих интроецированных смыслов рождается личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму. При благополучном разрешении рождается верность.
Новообразования к концу кризиса:
- умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка;
- чувство взрослости;
- рефлексия.
Слайд 19Подростковый период 13-15 лет
Основная деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками. К 12 –
13 годам развертывается потребность в общественном признании, осознании своих прав в обществе.
Стадия умственного развития: стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
Потребности: самоопределение себя в системе отношений с другими людьми, проявления потребности в уважении, доверии, признании, самостоятельности.
Новообразования:
-Чувство «взрослости», возникновение представление о себе «не как о ребенке» (проявление половых признаков)
-Формирование «Мы»-концепции (поклонение общему идолу)
-Формирование референтных групп (что-то делают сообща).
Ведущие функции
Абстрактно-логическое мышление
Формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их.
Творчество
Выражается в форме дневников, сочинения стихов. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции).
Слайд 20Старший школьник (15-17 лет)
Новообразования: Профессиональное и личностное самоопределение. Готовность к личностному
и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным я, независимо от изменения ситуации)
Социальная ситуация развития: Референтная группа.
Определение жизненного пути, внутреннего отношения к себе и другим
Ведущая деятельность: Профессионально-учебная деятельность. Освоение профессиональных знаний, умений
Ведущие функции: Абстрактно-логическое мышление
К 15-16 годам общие умственные способности сформированы, продолжают совершенствоваться.
Слайд 21Кризис 17 лет
(юношеский кризис)
Причина:
Ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора жизненных ценностей.
Проявления:
1.
У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья.
2. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.
3. Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.
4. Выбор профессии.
Новообразования:
1. Выбор внутренней позиции.
2. Овладение защитными механизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения, но и укрепляют внутренне.
3. Профессиональное самоопределение.
4. Складывается личная система ценностей.
5. Задается личный стиль мышления.
6. Формирование логического интелекта
7. Осознание своей индивидуальности
Слайд 23Внедрение на практике (на примере старшеклассников)
Слайд 24Знание и учет психовозрастных особенностей учеников помогает:
правильно дозировать учебную нагрузку
осуществлять индивидуальный
подход в обучении
избегать конфликтных ситуаций на уроке
эффективно организовывать коллективную деятельность
подбирать методы и приёмы обучения для достижения целей урока и мотивации учеников