Слайд 1 Организация работы учителя-логопеда при
общеобразовательной школе.
Крутько Н. А.
учитель- логопед ВКК,
г. Воронеж
Слайд 2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Первую группу составляют школьники,
у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений. Типичные примеры подобных нарушений - это велярное, увулярное или одноударное произношение звука "Р", мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное или боковое произношение свистящих, т.е. различные искажения звуков. Такие дефекты речи, как правило, не сказываются отрицательно на усвоении детьми программы общеобразовательной школы.
Процесс фонемообразования в таких случаях не задерживается. Эти учащиеся, приобретая к школьному возрасту определенный запас более или менее устойчивых представлений о звуковом составе слова, правильно соотносят звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения звуков. Учащиеся с такими дефектами произношения составляют 50-60% от общего количества детей, имеющих отклонения в формировании языковых средств. Среди этих учащихся неуспевающих нет.
Слайд 3 ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Вторую группу составляют школьники,
у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи - произношение, фонематические процессы (фонетико-фонематическое недоразвитие). Типичным для произношения учащихся этой группы явяются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р~Л\ твердых-мягких). Причем, у школьников этой группы замены и смешения могут охватывать не все перечисленные звуки. В большинстве случаев нарушение распространяется лишь на какую-либо пару звуков, например, С-Ш, Ж-3, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-Ц, Д-Т и т.д. Чаще всего неусвоенными оказываются свистящие и шипящие звуки, Р-Л, звонкие и глухие. В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.
Недочеты произношения, выражающиеся в смешении и заменах звуков (в отличии от недостатков, выражащихся в искаженном произнесении отдельных звуков), следует относить к фонематическим дефектам.
Слайд 4 ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Школьники рассматриваемой группы, особенно
учащиеся первых двух классов, имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Эти дети испытывают затруднения (порой значительные) в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (например: бочка - почка, басня - башня). Все это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.
Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звуковою состава слова и нередко служит причиной появления вторичного (по отношению к устной форме речи) дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях чтения и письма. Эти учащиеся комплектуются в специальные группы: учащиеся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим недоразвитием; либо фонематическим недоразвитием (в тех случаях, когда устранены дефекты произношения).
Количество учащихся, имеющих недоразвитие звуковой стороны речи (ФФН и ФН) составляет примерно 20-30% от общего количества детей с несформированностью языковых средств. Среди этих учащихся количество реально неуспевающих по родному языку колеблется от 50 до 100%.
Слайд 5
ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Третью группу составляют учащиеся,
у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка - общее недоразвитие речи. Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Несмотря на то, что эта группа учащихся в общеобразовательной школе немногочисленна, она требует особого внимания учителя-логопеда, так как она весьма неоднородна как по степени тяжести, так и по выраженности проявлений общего недоразвития речи. Преимущественно в общеобразовательную школу поступают дети III уровня (по классификации Р.Е.Левиной).
Слайд 6ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
1 КЛАССА
У учащихся первых классов преобладает недостаточность
устной формы речи, которая также может быть выражена по-разному. У одних учащихся к 6-7 летнему возрасту имеется нерезко выраженная неполноценность фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка (НВОНР). У других учащихся недостаточность языковых средств более выражена (ОНР).
Характеристика детей с ОНР представлена в схеме
Слайд 7СВОДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА (НАЧАЛО УЧЕБНОГО
ГОДА)
Слайд 8Характеристика речи учащихся 2- 3 классов
Детям с НВОНР доступны более менее
развернутые связные высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики. Вместе с тем связные высказывания в процессе учебной деятельности вызывают у этих детей определенные трудности. Их самостоятельные высказывания характеризуются фрагментарностью, недостаточной связностью, логичностью.
Что касается учащихся 2-3 классов с ОНР, то проявления несформированности языковых средств у них иные. Эти учащиеся могут ответить на вопрос, составить элементарный рассказ по картинке, передать отдельные эпизоды прочитанного, рассказать о волнующих событиях, т.е. построить свое высказывание в пределах близкой им темы. Однако, при изменении условий коммуникации, при необходимости дать развернутые ответы с элементами рассуждения, доказательства, при выполнении специальных учебных заданий у таких детей возникают значительные трудности использования лексико-грамматических средств, указывающие на недостаточное их развитие. А именно: ограниченность и качественную неполноценность словарного запаса, недостаточную сформированность грамматических средств языка.
Своеобразие проявлений общего недоразвития речи у этих учащихся состоит в том, что ошибки в использовании лексико-грамматических средств (отдельные проявления аграмматизма, семантические ошибки), наблюдаются на фоне правильно составленных предложений, текста. Иными словами, одна и та же грамматическая категория или форма в разных условиях может употребляться правильно и неправильно в зависимости от условий, в которых протекает устная речь детей, т.е. условий их коммуникации и предъявляемых к ней требований.
Слайд 9Характеристика речи учащихся 2- 3 классов
Звуковая сторона речи учащихся 2-3 классов
с общим недоразвитием также является недостаточно сформированной. Несмотря на то, что у этих школьников наблюдаются лишь отдельные недочеты в произношении звуков, они испытывают затруднения в различении акустически близких звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, со стечением согласных звуков (второстительные - второстепенные, транстит -транспорт).
Анализ речевой деятельности учащихся 2-3 классов говорит о том, что они отдают предпочтение диалогическим формам речи. Под влиянием обучения развивается монологическая, контекстная речь. Это выражается в увеличении объема высказываний и количества сложноподчиненных конструкций; кроме того, речь становится более свободной. Однако указанное развитие монологической речи носит замедленный характер. Дети более или менее свободно строят связные высказывания в пределах близкой им тематики и испытывают затруднения при продуцировании связных высказываний в ситуации учебной деятельности: формулировании выводов, обобщений, доказательств, воспроизведении содержания учебных текстов.
Слайд 10Характеристика речи учащихся 2- 3 классов
Подобные сглаженные отклонения в развитии устной
речи описанной группы детей в совокупности создают серьезные препятствия при обучении их грамотному письму и правильному чтению. Именно поэтому у них наиболее ярко проявляются не дефекты устной речи, а нарушения чтения и письма.
Письменные работы этой группы детей изобилуют разнообразными ошибками - специфическими, орфографическими и синтаксическими. Причем количество специфических ошибок у детей с общим недоразвитием речи значительно больше, чем у детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. В этих случаях наряду с ошибками, которые являются следствием недостаточного развития фонематических процессов, имеется целый ряд ошибок, связанных с недоразвитием лексико-грамматических средств языка (ошибки предложно-падежного управления, согласования и т.д.). Наличие подобных ошибок свидетельствует о том, что процесс овладения грамматическими закономерностями языка у рассматриваемой группы детей еще не закончен.
Слайд 11Характеристика речи учащихся 2- 3 классов
Среди учащихся общеобразовательной школы встречаются также
дети с аномалиями строения и подвижности артикуляционного аппарата (дизартрия, ринолалия); дети, страдающие заиканием.
У этих детей также необходимо выявить уровень сформированности языковых средств (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй). В соответствии с выявленным уровнем они могут быть отнесены либо к I, либо ко II, либо к III группе
Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.
Слайд 12
Обследование детей с нарушениями речи
Основная задача учителя логопеда при индивидуальном обследовании
учащихся - правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого ученика. Схема логопедического обследования представлена в речевой карте, которая обязательно заполняется на каждого ученика в зависимости от структуры речевого дефекта.
В процессе заполнения паспортных данных о ребенке фиксируется не только официальная успеваемость (пункт 5), но и выясняется реальный уровень знаний учащихся по родному языку. В случаях структурно сложных речевых дефектов эти данные могут оказаться решающими как в определении четкого логопедического заключения, так и в установлении первичности-вторичности речевого нарушения.
Слайд 13Обследование детей с нарушениями речи
Данные о ходе развития речи ученика со
сложной структурой речевого дефекта учитель-логопед выясняет со слов матери. В ходе беседы важно получить четкое представление о том, как протекало раннее речевое развитие ребенка: когда появились первые слова, фразы, как шло дальнейшее формирование речи. При этом отмечается, обращались ли ранее за логопедической помощью, если да, то сколько времени проводились занятия, их эффективность. Кроме того, подлежат фиксации и особенности речевой среды, окружающей ребенка (состояние речи родителей: нарушение произношения, заикание, дву- и многоязычие и др.).
Прежде чем начать обследование речи, логопед обязан убедиться в сохранности слуха (напомним, что слух считается нормальным, если ребенок слышит отдельные слова, сказанные шепотом на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины).
Слайд 14Обследование детей с нарушениями речи
Данные о ходе речевого развития
Речевое развитие по
возрасту;
без особенностей;
доречевое развитие с задержкой;
раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;
в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
поздно начал говорить;
до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
ранее психомоторное развитие с задержкой;
фразовая речь – с 3 лет.
Слайд 15Обследование детей с нарушениями речи
При обследовании ребенка обращается внимание на состояние
артикуляционного аппарата.
Грубая патология строения и функций артикуляционного аппарата требует тщательного, детального обследования с подробным описанием всех отклонений, создающих препятствия для образования правильных звуков. В других же случаях обследование может быть более кратким.
Анатомическое строение без аномалий;
не удерживает позу закрытого рта;
может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
движение языка замедленные, с затруднениями;
основные движения языком, губами выполняет;
губы толстые, малоподвижные;
наблюдается замена движений и синкенезии;
язык вялый, массивный, объем движений неполный;
переключаемость движений нарушена;
тонус нормальный, активность движений достаточная;
кончик языка малоактивный;
при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
прикус – прогения;
отмечается повышенная соливация;
твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
точность выполнения движений сохранна;
зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
Слайд 16Обследование детей с нарушениями речи
Понимание речи
Речь окружающих понимает в пределах уровня
интеллекта;
понимание речи затруднено;
выполняет задания по словесной инструкции;
нуждается в неоднократном повторении задания;
с опозданием реагирует на обращение учителя;
речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
понимание речи связано с незнанием русского языка.
Слайд 17Обследование детей с нарушениями речи
Звукопроизношение
Имеются недостатки произношения;
нарушено произношение звуков …;
дефектно произносит
оппозиционные звуки;
недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.
Слайд 18Обследование детей с нарушениями речи
Фонематические процессы
Фонематический слух недостаточно сформирован;
фонематический синтез сформирован,
правильно производит слова из последовательно названных звуков;
фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
затрудняется придумать слово на заданный звук;
слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности.
Слайд 19Обследование детей с нарушениями речи
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом
Навыки
звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
определение места звука в слове сформировано;
место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале.
Слайд 20Таким образом, обследование звуковой стороны речи предполагает тщательное выяснение:
характера (типа) нарушения
произношения: количества дефектно произносимых звуков и групп (в сложных случаях)
уровня фонематического развития (уровня сформированности дифференциации оппозиционных звуков)
уровня сформированности анализа и синтеза звукового состава слова.
Слайд 21Обследование детей с нарушениями речи
Воспроизведение слов сложного звукового состава
Не удерживает полную
слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных;
количество слогов в многосложных словах определяет неправильно;
переставляет слоги местами;
слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.
Слайд 22Обследование детей с нарушениями речи
Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания
Темп
высказываний замедленный;
речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
звуки произносятся нечетко;
голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
темп и ритм речи в пределах нормы;
словесное ударение употребляет правильно;
интонационная речь недостаточно выразительна.
Слайд 23Обследование детей с нарушениями речи
Проявления заикания
Не заикается;
иногда повторяет первый слог в
словах, сложных по структуре или семантике;
наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных).
В процессе обследования заикающихся учащихся основное внимание логопеда должно быть направлено на выявление ситуаций, в которых заикание проявляется особенно интенсивно, а также на анализ возникающих у детей в этих условиях коммуникативных с затруднений. Не менее важным является изучение у заикающихся школьников (особенно слабоуспевающих) уровня сформирование-: языковых средств (произношение; фонематические процессы; лексический запас; грамматический строй), а также уровень сформированности письма и чтения, т.к. заикание может проявляться как у детей с ФФН, так и с ОНР.
Особое внимание обращается на особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность), а также на возможности адаптации детей к условиям общения. Фиксируется темп речи заикающихся, наличие сопутствующих движений, уловок, интенсивность проявления запинок.
Слайд 24Обследование детей с нарушениями речи
При обследовании детей с ОНР необходимо установить
также уровень сформированности лексико-грамматических средств языка. При обследовании словарного запаса используется ряд общеизвестных приемов, выявляющих у детей как пассивный, так и активный словарь. При этом выявляется знание детьми слов, обозначающих предметы, действия или состояния предметов, признаков предметов; слов, обозначающих общие и абстрактные понятия. Таким образом определяется количественный состав словарного запаса.
Правильное называние предмета еще не означает, что ребенок адекватно может пользоваться этим словом в предложении, связном тексте, поэтому, наряду с определением количественной стороны словарного запаса, особое внимание уделяется его качественной характеристике, т.е. выявлению понимания ребенком значения употребляемых слов.
Слайд 25Обследование детей с нарушениями речи
Словарный запас
Объем словарного запаса соответствует возрасту;
словарь беден,
неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
не всегда точно использует слова;
испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия;
не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
часто использует слова не по назначению;
допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
страдает понимание и употребление обобщающих понятий.
Слайд 26Обследование детей с нарушениями речи
Грамматический строй
Недостаточно сформирован для данного возраста;
в
речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
неправильно употребляет предлоги, падежи;
имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
допускает ошибки в употреблении сложных предлогов;
имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах;
есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост).
Слайд 27Обследование детей с нарушениями речи
Связная речь
Наблюдается недостаточное развитие связной речи;
в пересказах
наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий;
неотчетливо произносит слова;
оречевление затруднено;
при ответах пользуется фразой несложной конструкции;
наблюдается высокий уровень речевого развития;
опыт речевого общения беден;
самостоятельно высказаться затрудняется;
устная форма речи недостаточно сформирована.
грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
Слайд 28Обследование детей с нарушениями речи
Уровень сформированности устной речи предопределяет определённую степень
нарушения чтения и письма.
В тех случаях, когда дефект устной речи ограничивается только несформированностью звуковой стороны её, то нарушения чтения и письма обусловлены фонетико-фонематической или только фонематической недостачностью.
В этих случаях наиболее типичными ошибками являются замены и смешения согласных букв, обозначающих звуки различных оппозиционных групп.
Слайд 29Обследование детей с нарушениями речи
Обследование письма
При обследовании письма, которая проводится как
коллективно, так и индивидуально следует обратить внимание на характер процесса письма: записывает ли ребёнок правильно слово или проговаривает его несколько раз, подбирая нужный звук и соответствующую букву; какие испытывает при этом трудности; какие ошибки допускает.
Необходимо произвести количественный и качественный анализ ошибок: выявить, какие специфические ошибки на замену букв допускаются ребенком, оказываются ли эти ошибки единичными или частыми, соответствуют ли речевым нарушениям ребёнка. Кроме того, учитываются пропуски, добавления, перестановки, искажения слов. Эти ошибки свидетельствуют о том, что ребёнок недостаточно четко овладел звуко-буквенным анализом и синтезом, не умеет выделить акустически или артикуляционно близкие звуки, разобраться в звуковой и слоговой структуре слова.
Должны быть тщательно проанализированы ошибки на правила правописания, так как ошибки на правописание парных звонких-глухих, мягких-твердых согласных обусловлены несформированность у детей с дефектами речи представлений о звуко-буквенном составе слова.
Слайд 30Обследование детей с нарушениями речи
Обследование письма
Имеются многочисленные ошибки разного характера;
испытывает трудности
при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);
при списывании наблюдаются единичные ошибки;
при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).
Слайд 31Обследование детей с нарушениями речи
Обследование чтения
У учащихся с нарушениями письма следует
обследовать и чтение. Чтение проверяется индивидуально. По ходу чтения не следует делать никаких исправлений и замечаний. Материалом для обследования могут служить специально подобранные тексты, доступные ребенку по объему и содержанию, но не используемые в классной обстановке. Обследование начинается с предъявления ребенку текста предложений, отдельных слов, слогов (прямых, обратных со стечением согласных).
Если ребенок не владеет навыками чтения, ему предъявляется набор букв для их узнавания.
В процессе обследования фиксируется уровень сформированности навыков чтения, а именно: читает ли он по слогам; целыми словами; перебирает ли отдельные буквы и с трудом объединяет их в слоги и слова; какие допускает ошибки; заменяет ли он в процессе чтения название отдельных букв, соответствует ли эта замена дефектным звукам; встречаются ли ошибки на пропуски слов, слогов, отдельных букв, каков темп чтения; понимает ли ребенок значение отдельных слов и общий смысл прочитанного.
Слайд 32Обследование детей с нарушениями речи
Обследование письма
Способ чтения побуквенно – слоговой;
чтение замедленное,
послоговое, словами;
понимание прочитанного с неточностями;
чтение послоговое, простые слова читает целостно;
делает запинки при чтении многосложных слов;
чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.);
не отвечает на вопросы по тексту;
при чтении слова произносит неотчетливо.
Слайд 33Обследование детей с нарушениями речи
Обследование письма и чтения
Все полученные наблюдения фиксируются.
Они помогают уточнить, чем обусловлены недостатки чтения и найти более рациональные приемы и методы преодоления трудностей в чтении. Выявленные недостатки чтения сопоставляют с данными обследования письма и устной речи.
Завершая краткую характеристику нарушения чтения и письма у детей с ФФН, следует подчеркнуть, что наиболее типичными ошибками являются замены и смешения согласных букв, соответствующих звукам, различающимся по акустическим и артикуляционным признакам.
Вышеперечисленные ошибки принято считать специфическими (дисграфическими). Обычно они проявляются у детей с ФФН на фоне недостаточного усвоения определенных орфограмм, правила правописания которых тесно связаны с полноценными представлениями о звуковом составе слова.
Слайд 34Обследование детей с нарушениями речи
Обследование письма и чтения
Что касается нарушения чтения
и письма у детей с ОНР, то у них наряду с ошибками, отражающими несформированность звуковой стороны речи, отмечаются ошибки, связанные с несформированностью лексико-грамматических средств языка. А именно:
Ошибки предложно-падежного управления;
Ошибки согласования имен существительных и прилагательных, глаголов, числительных и т.д.;
Раздельное написание приставок и слитное написание предлогов;
Различные деформации предложений: нарушение порядка слов, пропуск одного или нескольких слов в предложении (в том числе пропуск главных членов предложения); пропуск предлогов; слитное написание 2-3 слов; неправильное определение границ предложений и т.д.;
Различные деформации слого-буквенного состава слова ("разорванные" слова, пропуски слогов; недописывание слогов и т.д.).
Слайд 35Обследование детей с нарушениями речи
Обследование письма и чтения
В письменных работах детей
могут встречаться также графические ошибки - не дописывание отдельных элементов букв или лишние элементы букв, пространственное расположение отдельных элементов букв (и-у, п-т, л-м, б-д, ш-щ)
Все перечисленные ошибки, связанные с недоразвитием звуковой и смысловой сторон речи, проявляются у детей с ОНР на фоне большого количества разнообразных орфографических ошибок.
Самостоятельные письменные работы учащихся с ОНР (изложение, сочинение) имеют ряд специфических особенностей, касающихся как построения текста (недостаточная связность, последовательность и логичность изложения), так и недостаточно адекватное использование лексических, грамматических и синтаксических средств языка.
Обследование состояния письма и чтения у учащихся должно проводиться с особой тщательностью. В ходе обследования ученику предлагается выполнить различные виды письменных работ:
слуховые диктанты, включающие в себя слова, в состав которых входят звуки, наиболее часто нарушающиеся в произношении;
самостоятельное письмо (изложение, сочинение).
Слайд 36Обследование детей с нарушениями речи
Обследование письма и чтения
При обследовании учащихся первых
классов в начале учебного года выявляется знание детьми букв, умений и навыков составления слогов и слов.
По завершении обследования речи ребенка необходимо провести сопоставительный анализ всего материала, полученного в процессе изучения уровня развития звуковой и смысловой сторон речи, чтения и письма. Это позволит определить в каждом конкретном случае, что именно является превалирующим в картине речевого дефекта: преобладает ли у ребенка недостаточность лексико-грамматических средств языка или недоразвитие звуковой стороны речи и, прежде всего, фонематических процессов.
Слайд 37Обследование детей с нарушениями речи
Нарушение речи необходимо рассматривать вкупе с особенностями
личности ребенка. В ходе обследования накапливается материал, позволяющий составить краткую характеристику на ребенка, иллюстрирующую особенности его внимания, способность к переключению, наблюдательность, работоспособность. В ней должно быть отмечено, как принимает ребенок учебные задания, умеет ли организовать себя на выполнение их, самостоятельно ли выполняет задания или требует помощи. Фиксируются также реакции ребенка на встречающиеся в ходе учебной работы трудности, утомляемость (истощаемость) ребенка. В характеристике отмечаются также особенности поведения детей во время обследования: подвижен, импульсивен, отвлекаем, пассивен и т.д.
Слайд 38Обследование детей с нарушениями речи
Состояние мелкой моторики
Движение рук неточное;
пробы Хеда выполняет
выборочно;
с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
навыками самообслуживания не владеет;
недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
произвольная моторика не сформирована;
ведущая рука - правая;
предпочитает работать левой рукой;
все движения выполняет правильно;
мышечный тонус повышен;
неправильно держит карандаш;
моторная неловкость при работе с пластилином;
испытывает трудности при овладении графическими навыками;
наблюдается замедленный темп письма;
Слайд 39Обследование детей с нарушениями речи
Состояние общей моторики
Двигательно неловок, медлителен;
ограничен объем активных
движений;
отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
испытывает трудности при имитации движений «как идет солдат, летит птица, как режут хлеб» и т.д.;
мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
замен движений и синкенезий не наблюдается;
Слайд 40Обследование детей с нарушениями речи
Координация и пространственная ориентировка
Нечеткая координация движений;
затрудняется определить
правую, левую сторону;
зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно;
причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;
неправильно располагает написанное на листе бумаги;
схема тела не сформирована;
правильно определяет части тела.
Слайд 41Обследование детей с нарушениями речи
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая
характеристика)
Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;
охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;
легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;
имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам;
испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку;
внимание неустойчивое, часто отвлекается;
значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти;
с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен;
инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.
Слайд 42Основные причины трудностей усвоения учебного материала
Нарушение работоспособности в связи с повышенной
утомляемостью или вследствие соматической ослабленности;
трудности адаптации в школьном учреждении;
нарушение моторики в виде недостаточной координации движений;
незрелость эмоционально – волевой сферы;
педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
гиперопека родителей;
недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
двигательная расторможенность, гиперактивность;
ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
трудности начались со второго полугодия, после болезни;
недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
трудности овладения учебными терминами, понятиями;
слабо развито словесно-логическое мышление;
недостаточное развитие связной речи;
трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе);
невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)
Слайд 43РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нарушение
чтения и письма, обусловленное НВ ОНР у ребенка со стертой формой дизартрии,.(ринолалией, заиканием).(1-й класс).
Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетическим (фонетико-фонематическим) недоразвитием речи у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).
Нарушение письма и чтения, обусловленное лексико-грамматическим недоразвитием речи у ребенка со стертой формой дизартрии(ринолалией,заиканием).
Нарушение письма и чтения, обусловленное общей недостаточной сформированностью средств языка (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи) у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).
Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза.
Аграмматическая дисграфия, обусловленная лексико-грамматическим недоразвитием речи.
Акустическая (аграмматическая) дисграфия с нарушением восприятия пространственных координат у ребенка со стертой формой дизартрией (ринолалией, заиканием).
Акустическая дисграфия, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).
Дизорфография.
Слайд 44РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Школьники с нормой интеллекта
1 класс.
- ОНР III уровня
- ОНР III уровня у ребенка с ринолалией
- ОНР III уровня у ребенка с дизартрией (ст. формой дизартрии, псевдобульбарной)
- ОНР III уровня у ребенка с заиканием (неврозоподобным, невротическим, смешанной формы; степень, вид судорог)
- ОНР I – II уровня у ребенка с алалией (моторной, сенсорной, сенсомоторной)
- НВ ОНР
- НВ ОНР у ребенка с ринолалией
- НВ ОНР у ребенка с дизартрией (ст. формой дизартрии, псевдобульбарной)
- НВ ОНР у ребенка с заиканием (неврозоподобным, невротическим, смешанной формы; степень, вид судорог)
Слайд 45РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
-
ФФН
- ФФН у ребенка с ринолалией
- ФФН у ребенка с дизартрией (ст. формой дизартрии, псевдобульбарной)
- ФФН у ребенка с заиканием (неврозоподобным, невротическим, смешанной формы; степень, вид судорог)
- ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитее речи)
- ФН, обусловленные ринолалией, дизартрией, нарушениями голоса
- ФН
После первого полугодия обучения в 1 классе проводится динамическое обследование. Отмечаются:
- трудности усвоения письма
- затруднения в формировании звуко-буквенных связей
- предрасположенность к нарушению письма.
Слайд 46РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2
– 4 класс
Проводится динамическое наблюдение. Нарушения устной речи характеризуются как
Недостаточная сформированность речевых и языковых средств
Элементы общего недоразвития речи
ЛГНР
Фонематические нарушения
Фонетические нарушения
Указываются клинические проявления речевого недоразвития (ринолалия, дизартрия, заикание, нарушения голоса) Если выявлены нарушения чтения и письма, указывается вид дисграфии и дислексии:
Нарушения письменной речи, обусловленные общей недостаточной сформированностью средств языка
Аграмматическая дисграфия, обусловленная ЛГНР
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Артикуляционно-акустическая дисграфия, обусловленная ФФН
Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия, обусловленные ЛГНР
Слайд 47РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Школьники
с различной степенью интеллектуальной недостаточности (УО).
- Системное недоразвитие речи легкой степени
- Системное недоразвитее речи средней степени
- Системное недоразвитие речи тяжелой степени
(Также указываются клинические проявления: дизартрия, заикание и т. д.)
Аналогично по результатам динамического наблюдения за состоянием письменной речи:
- Нарушение письменной речи, обусловленное системным недоразвитием речи.
- Сложная форма дисграфии
- Сложная форма дислексии
Слайд 48ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
На логопедический пункт зачисляются ученики, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях,
имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие, заикание, нарушения произношения - фонетический дефект, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата).
В первую очередь на логопедический пункт принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Прием на логопедический пункт обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
По мере выпуска обучающихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.
Слайд 49ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедический
пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке (см. Положение) для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта.
На каждого обучающегося, зачисленного на логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту
Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Слайд 50ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия.
В группы
подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Из выявленных обучающихся с первичной речевой патологией могут быть скомплектованы следующие группы или группы с меньшей наполняемостью (количество детей в группах с меньшей наполняемостью определяется в 2 - 3 человека для основного контингента обучающихся с ОНР и ФФН); зачисляются также в эти группы дети с более выраженным дефектом; количество детей в городских и сельских общеобразовательных учреждениях указано в скобках):
=> с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им, (4-5, 3-4);
=> с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим недоразвитием речи (ФН) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им (5-6, 4-5);
с недостатками произношения (6-7, 4-5).
Группы обучающихся первых классов комплектуются отдельно, в зависимости от продолжительности обучения детей в начальном звене общеобразовательной школы (1-4,1-3 классы).
Слайд 51ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи:
ОНР (2 уровня); нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп
Слайд 52ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся в часы,
свободные от уроков с учётом режима работы учреждения. Логопедические занятия обучающихся сельского общеобразовательного учреждения в зависимости от местных условий могут быть внесены в расписание занятий данного учреждения (занимающихся по программе 1-4).
Коррекция произношения у детей 1 класса с фонетическими нарушениями, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).
Одновременно на городском логопедическом пункте занимаются 18-25 человек, на сельском - 15-20 человек.
Слайд 53ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы
учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводятся не менее 3 раз в неделю; с группой детей, имеющих ФФН и ФН; нарушения чтения и письма, обусловленные ими, 2-3 раза в неделю; с группой детей, имеющих фонетический дефект, 1-2 раза в неделю; с группой заикающихся - 3 раза в неделю; индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводятся не менее 3 раз в неделю.
Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой - 40 мин.; с группой с меньшей наполняемостью -25-30 мин.; продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребенком – 20 минут.
Слайд 54ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения
и письма, обусловленным фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием, примерно 4-9 мес. (от одного полугодия до целого учебного года); срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи - примерно 1,5 - 2 года.
Темы групповых, индивидуальных занятий, а также учет посещаемости детей отражаются в типовом классном журнале, где на каждую группу учащихся отводится необходимое количество страниц. Журнал является финансовым документом.
Слайд 55ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Обучающиеся с нарушениями речи, при необходимости, с согласия родителей
(лиц, их заменяющих), могут направляться логопедом в районную поликлинику для обследования врачами специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию для уточнения уровня психофизического развития ребенка и установления соответствующего диагноза.
Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет учитель логопед, учитель класса и администрация школы.
Слайд 56
Документация учителя-логопеда общеобразовательной школы
Перечень необходимой документации учителя-логопеда
Согласно действующему Положению о логопедическом
пункте при общеобразовательном учреждении, 4 документа являются обязательными, составляют финансовую отчетность и не подлежат упразднению, это:
-список учащихся с нарушениями речи;
-журнал учета посещаемости логопедических занятий;
-расписание логопедических занятий;
-речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
Существуют и другие виды документации, отражающие направления работы учителя-логопеда, это:
• журнал обследования устной и письменной речи;
• годовой план учебно-методической работы;
• перспективное и поурочное планирование коррекционной работы;
• отчетная документация;
• паспорт логопедического кабинета.
Слайд 57Документация учителя-логопеда общеобразовательной школы
Сроки хранения документации
Обязательная документация, составляющая финансовую отчетность, должна
храниться в логопедическом пункте определенное время.
Так, например, журнал учета посещаемости логопедических занятий; речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия, с прилагаемыми к ним тетрадями для проверочных работ; годовые отчеты о проделанной работе следует хранить до полного выпуска всех занесенных в эти документы учащихся с логопедического пункта, то есть 3 года.
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся и список учащихся с нарушениями речи целесообразно хранить в логопедическом пункте до выпуска всех занесенных в журнал и список учащихся из школы, то есть 11 лет. Это объясняется тем, что эти документы содержат информацию о всех обследованных и выявленных учителем-логопедом учащихся с указанием принятых в отношении их мер и результатами коррекционной работы.
Паспорт логопедического кабинета находится и хранится в кабинете постоянно.
К другим видам документации жестких сроков хранения не предъявляется.
Слайд 58Документация учителя-логопеда общеобразовательной школы
Ведение документации
список учащихся с нарушениями речи;
журнал учета посещаемости
логопедических занятий;
расписание логопедических занятий;
речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
Слайд 59УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или окончившие специальные
факультеты по специальность «логопедия».
Слайд 60УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
На учителя логопеда возлагается ответственность за своевременное выявление детей с первичной
речевой патологией, правильное комплектование_групп с учетом структуры речевого дефекта, _а также за организацию коррекционно-развивающего обучения. Особое внимание в своей работе учитель логопед уделяет пропедевтике вторичного дефекта у детей (нарушения чтения и письма), что предупреждает неуспеваемость по родному языку.
Слайд 61УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Ставка заработной платы учителя логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической
работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально. На консультативную работу используются 2 часа.
Прежде всего в часы консультаций учитель логопед имеет возможность, для точного установления логопедического заключениял более тщательно обследовать речь детей; давать рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводить консультации с родителями, учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформлять необходимую документацию.
Слайд 62УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
В каникулярное время учителя-логопеды привлекаются к педагогической, методической и организационной работе,
которая может заключаться в следующем:
выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи, непосредственно в дошкольных учреждениях или при записи детей в школу;
участие в работе методического объединения учителей-логопедов и логопедов дошкольных учреждений;
участие в семинарах, практических конференциях школы, района, города, области, края, республики;
подготовка дидактического, наглядного материала к занятиям