Слайд 1Родительское собрание
«ПЕРВЫЙ РАЗ В 5 КЛАСС!»
Педагог-психолог
МБОУ «ЗООШ №1»
Евсегнеева Надежда Фёдоровна
Слайд 2Повестка собрания
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.
Возрастные особенности.
Внеурочная деятельность детей.
Выборы родительского
комитета.
Анкета, Питание детей.
Слайд 3Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс.
С какими
трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?
Слайд 4Изменения в школьной жизни пятиклассника
Кабинетной системы
Много учителей…..
Увеличения числа предметов
Новые виды домашних
заданий
Слайд 5Изменения в 5 классе
Смена позиции:
«старший» в начальной школе
«самый маленький» в средней
Слайд 6Подросток.
Особенности возраста.
Педагог-психолог:
МБОУ «ЗООШ №1»
Евсегнеева Надежда Федоровна
Слайд 7Границы подросткового
периода примерно
совпадают с обучением
детей в средних классах
школы -
от 10-11 до 14-15 лет.
От 10-12 – младший
подростковый возраст
От 13-15 – старший
подростковый возраст
Границы подросткового
периода примерно
совпадают с обучением
детей в средних классах
школы -
от 10-11 до 14-15 лет.
От 10-12 – младший
подростковый возраст
От 13-15 – старший
подростковый возраст
Слайд 8Кризис 11 лет
Данный возраст является переходным от детства к отрочеству. Теперь
дети уже не младшие школьники, а младшие подростки. Причины возникновения кризиса: смена главной ведущей деятельности – с учебной деятельности на общение. Кризис 11 лет, как и кризис 3 лет, называется кризисом отношений и характеризуется теми же проявлениями: негативизмом, упрямством, строптивостью, бунтами – протестами, обесцениванием влияния взрослых.
Слайд 9Изменения подросткового
возраста
Физиологические
Психологические
Мировоззренческие
Слайд 10ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА
Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная.
Меняется телосложение (рост, вес, пропорции).
Наступает половая зрелость.
Физическое развитие девочек идет немного с опережением, чем у мальчиков, Поэтому очень сильно эти перемены заметны именно у девочек. «Гормональные бури».
Слайд 11ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
Внутренний конфликт с самим собой и окружающими.
Эгоцентризм.
Личностная нестабильность:
У детей
нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации:
импульсивность, агрессивность, лживость, а так же повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д. (А.Ю.Монахова).
Слайд 12
Стремление к самостоятельности, к независимости.
Стремится поскорее стать взрослым, не хочет общаться
по старому, по детски, для детских игр он считает себя слишком большим, но и по взрослому общаться еще не умеет;
Повышенное внимание к своей внешности;
Интерес к противоположному полу;
Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
Слайд 13Отсутствие авторитета возраста; намеренная манипуляция взрослыми; Повышенное негативное отношение к учителям,
родителям, взрослым:
Появляются критика и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых.
Эмоциональные связи с семьей ослабевают. Родители как образец для ориентации отступают на второй план. Уменьшается влияние семьи…
Установление доверительных отношений со сверстниками.
Слайд 14Мировоззренческие изменения:
Переоценка ценностей.
Устойчивые “автономные” моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от
случайных влияний, Формирование убеждений.
Сомнение.
Формирование самосознания, самооценки, меняется характер самооценки ученика (может появится негативная самооценка). возникновение потребности в самовоспитании, рефлексии (самоанализа).
Слайд 15 Признаки дезадаптации
1. Усталый,
утомлённый внешний вид ребёнка.
2. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелания выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Слайд 16Признаки дезадаптации
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7.
Беспокойный сон. Нарушение аппетита
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
10. Снижение работоспособности
11. Забывчивость
12. Неорганизованность
Слайд 17Виды дезадаптации
1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от
сверстников.
2) Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Слайд 18Рекомендации родителям
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и
понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Слайд 19Избегайте оценок личности, высказывайте отношения к поступкам и поведению.
Не сравнивайте ребенка
с другими детьми.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Ненавязчивый контроль со стороны родителей.
Помогите ему найти дело по душе.
Слайд 20Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей (родных,
педагогов).
повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста:
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
научиться лучше чувствовать и понимать своего ребенка, необходимо
открыто и честно строить взаимодействие.
Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.
Развивайте самосознание – спрашивайте о смыслах поступков, о намерениях.
Постарайтесь услышать ЕГО!
Слайд 21И всем ученикам - создавать ситуацию успеха!