Слайд 1Организация работы по профилактике суицидального поведения.
Кредина Е.В. педагог-психолог ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Слайд 2 Суицид – это форма девиации, отклоняющееся поведение пассивного типа,
является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.
При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, а также особенностей личности.
Слайд 3Типы суицидального поведения
Демонстративное поведение – в основе лежит стремление подростка обратить
внимание на себя и свои проблемы.
Аффективное суицидальное поведение, это действия совершенные под влиянием эмоций (особенно негативных – гнев, обида), подросток действует импульсивно, не имея четкого плана действий.
Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. И поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.
В 90% случаев суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания, «крик о помощи» и в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой.
Слайд 4К группе наиболее высокого суицидального риска относятся дети и подростки:
с депрессивными
расстройствами;
дети из неблагополучных семей;
подростки, склонные к употреблению психоактивных веществ (ПАВ);
страдающие хроническими и неизлечимыми заболеваниями;
пережившие психологический стресс;
дисгармоничные личности;
если суициды были в прошлом среди членов семьи и близких знакомых;
принадлежность подростков к молодежным субкультурам (готы, эмо и др.), сектам.
Слайд 5 Наши дети – это особый контингент, это дети «группы
риска»,поэтому самое главное в нашей работе, чтобы ребенок или подросток находился в поле зрения и конечно же был включен в систему профилактических мероприятий, цель которых заключается в формировании у детей и подростков позитивной адаптации к жизни.
Слайд 6Основные направления деятельности:
Общая профилактика.
Выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков
и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидантов.
Слайд 7УРОВНИ ПРОФИЛАКТИКИ
профилактика здорового образа жизни в целом,
профилактика здорового общения и взаимоотношений
в коллективе,
профилактика психического здоровья среди детей и подростков,
профилактика и помощь в кризисных состояниях.
Слайд 8Профилактика ЗОЖ
Профилактика здорового образа жизни включает пропаганду пагубного влияния
вредных привычек, развитие мотивации к занятиям физкультурой и спортом, соблюдение мер гигиены, правильное питание и т.д.
Слайд 9Профилактика здорового общения и взаимоотношений.
Задачами данного направления является повышение
групповой сплоченности детских и педагогического коллектива, оптимизация психологического климата.
Задачи реализуются в следующих мероприятиях: диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; занятия на сплочение и коммуникативную компетентность в детских коллективах; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (это совместные мероприятия, профилактические беседы, коллективная деятельность (трудовая, художественная), организация кружковой работы, досуговые мероприятия).
Слайд 10Профилактика психического здоровья среди детей и подростков.
раскрытие индивидуальных способностей и
возможностей,
психологические индивидуальные и
групповые занятия, тренинги.
Слайд 11Общая профилактика:
Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе,
так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
Организацию внеклассной воспитательной работы.
Работу по повышению групповой сплоченности.
Разработку эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Слайд 12ПРОФИЛАКТИческие шаги
Прогнозирование суицидальной активности (наблюдение);
Выявление подростков с повышенным риском
суицидальности (диагностика);
Своевременное оказание помощи.
Слайд 13Диагностический инструментарий
Психолого-педагогическая экспресс-диагностика, раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности учащихся;
Опросник
«Самооценка психических состояний личности» по Г. Айзенку (тревожность, агрессия, фрустрация, ригидность);
Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП);
Шкала социально-психологической адаптации (СПА)
Исследование социального статуса;
Тест школьной тревожности Филлипса;
Опросник Баса-Дарки;
Диагностика детско-родительских отношений:
Опросник РОД (родителей оценивают дети).
Слайд 14Профилактика «кризисных» состояний
Индивидуальная работа;
Психотерапевтические методики (игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия и
др.
Слайд 15Этапы индивидуальной профилактической беседы:
Установление эмоционального контакта;
Установление последовательности событий, которые привели к
кризису, снятие ощущения безысходности, приёмы «преодоление исключительности ситуации», «поддержка успехами» и др.
Совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации, приёмы «планирование», «держание паузы»;
Окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка, приёмы «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности».
Слайд 16 Проблема предупреждения трагических случаев среди детей и подростков должна
решиться путем построения системы, объединяющей меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера.